Дискуссия о судьбе частных дорожных камер идет в российском правительстве с начала года. Теперь за частников вступилось Минэкономразвития: ведомство пришло к выводу, что участие частных компаний в видеофиксации нарушений ПДД более эффективно в части снижения уровня аварийности. До этого правительство обвиняло частный бизнес в желании зарабатывать, а не уменьшать количество ДТП.
Согласно докладу, среднее снижение аварийности при установке камер по концессиям достигает 19%, тогда как в местах, где установлены государственные камеры с фиксированной оплатой услуг фиксации нарушений, этот показатель не выше 15%. При этом в большинстве рассмотренных случаев (13 госконтрактов из 23) снижение количества аварий и вовсе не превысило 5%.
В дополнение к этому эксперты нашли связь между аварийностью и степенью конкуренции при отборе концессионеров. В тех контрактах, где исполнителя выбирали конкурентным путем (было больше одного участника), среднее снижение числа ДТП достигло 17,7%. В соглашениях, на заключение которых был только один претендент, количество аварий уменьшилось лишь на 11%.
Правительство обратило внимание на проблему в феврале 2019 года, когда вице-премьер Максим Акимов заявил о необходимости пересмотра существующих схем установки камер фотовидеофиксации. В частности, речь шла об отказе от частных подрядчиков. Тогда Акимов назвал дорожные камеры «средствами коммерциализации». В мае проверкой частных камер озадачилась прокуратура. В июне заинтересованность в консолидации права на установку новых дорожных камер проявило дочернее предприятие «Ростеха» и АО «ГЛОНАСС» — компания «ГЛОНАСС БДД».
Позже в Госдуму даже был внесен законопроект, запрещающий эксплуатацию частных комплексов фиксации нарушений ПДД. Правило о полном отказе от частных камер является одной из инициатив: согласно документу, все комплексы фото- и видеофиксации нарушений должны находиться в собственности властей. Сегодня ими могут владеть в том числе негосударственные организации и индивидуальные предприниматели.