МОСКВА, 1 ноября - РИА Новости. Российский союз автостраховщиков (РСА) с 1 ноября отменил ограничения по ОСАГО для автовладельцев. Теперь любой водитель может воспользоваться упрощенной процедурой оформления ДТП без сотрудников ГИБДД и получать выплаты в своей страховой компании; в Госавтоинспекции уверены, что это поможет разгрузить автоинспекторов и позволит им больше времени уделять организации дорожного движения. История вопроса
Поправки к закону об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО) вступили в силу с 1 марта 2009 года. Так, водители, получившие полис ОСАГО не ранее 1 марта, могли не вызывать ГАИ на место происшествия, если в ДТП пострадали два автомобиля, ущерб причинен только имуществу, оба участника ДТП имеют полис ОСАГО и не имеют разногласий по поводу произошедшего инцидента. Максимальный размер выплат, согласно закону, не превышает 25 тысяч руб.
Система прямого возмещения убытков предусматривает право потерпевшего обратиться по страховому случаю в страховую компанию, с которой у него заключен договор ОСАГО, а не в страховую компанию виновника ДТП, как это было раньше.
За это время страховщики протестировали новую систему и убедились, что она "отлажена и хорошо работает". "Система прямого возмещения убытков работает полгода, и она показала, что может работать хорошо", - считает член президиума РСА Сергей Саркисов.
Теперь же система прямого возмещения убытков (ПВУ) и упрощенная процедура оформления ДТП распространяется на все полисы ОСАГО. "Я думаю, что если сейчас все быстро пойдут пользоваться прямым урегулированием, то ничего страшного не произойдет. Сегодня система способна работать хорошо", - добавил он.
ОСАГО разгрузит ГАИ
Как сообщил РИА Новости заместитель начальника департамента обеспечения безопасности дорожного движения (ДОБДД) МВД России Владимир Кузин, ГАИ положительно оценивает введение новых правил в системе обязательного страхования автогражданской ответственности.
По мнению Кузина, нововведения в ОСАГО могут разгрузить автоинспекторов и позволить им больше времени уделять непосредственно организации дорожного движения.
"Если водители начнут активно применять эту норму (оформлять ДТП без ГАИ - ред.), то для сотрудников автоинспекции уменьшится работы, и мы будем реже выезжать на место ДТП", - сказал Кузин.
В то же время он затруднился сказать, как будут вести себя сами участники аварий при мелких ДТП, когда можно разрешить ситуацию без ГИБДД.
Альтернативы не будет?
По словам Саркисова, с начала действия поправок выплаты в рамках ПВУ составляют лишь 1% от общего объема выплат по ОСАГО, однако их доля растет в геометрической прогрессии.
В ГАИ же нет информации о том, сколько автовладельцев с 1 марта 2009 года оформили ДТП без участников сотрудников ДПС.
"У нас нет информации, сколько с 1 марта обратилось за возмещением страхового ущерба участников ДТП, оформлявших документы (для получения страховой выплаты) без участия уполномоченных на то сотрудников милиции", - сказал Кузин.
В настоящее время страховщики готовят поправки к закону об ОСАГО о введении безальтернативного ПВУ. При такой схеме потерпевший в аварии сможет обращаться за выплатой только к своему страховщику обязательной "автогражданки". Сейчас у автомобилистов есть выбор - пойти к своему страховщику или же воспользоваться в добровольном порядке, и обратиться в страховую компанию виновника ДТП.
Вице-президент РСА Андрей Батуркин сообщил РИА Новости, что страховщики обратились в Минфин РФ с просьбой решить вопрос налогообложения выплат. Министерство рассчитывало подписать новую редакцию соглашения о ПВУ, которую утвердил президиум союза автостраховщиков 8 октября, до 1 ноября.
"Если Минфин не успеет подписать соглашение (до 1 ноября - ред.), то это не значит, что система ПВУ не распространится на все полисы", - сказал Батуркин.
Платят не все
Эксперты полагают, что с момента введения поправок в закон об ОСАГО на российском страховом рынке появились недобросовестные компании, которые селекционируют убытки.
Так, по словам главы крупнейшей страховой компании России "Ингосстрах" Александра Григорьева, около 20 региональных страховщиков заявляют в систему прямого урегулирования мелкие убытки, а клиентов с крупными убытками отсылают в страховую компанию виновников ДТП.
Григорьев привел пример, когда в страховую компанию приходят десять клиентов, которые имеют право на прямое возмещение убытков, менеджер отправляет документы клиента с убытком в 15 тысяч рублей в систему прямого урегулирования, а клиента с убытком в 30 тысяч рублей - в компанию, где застрахован виновник ДТП.
"Необходимо всеобщее введение системы прямого урегулировании убытков... Возможностей для манипуляций станет меньше", - добавил Григорьев.
"Российский союз автостраховщиков намерен уделить внимание этим компаниям и провести проверку", - сказал Батуркин.