В течение 2021 года розничные цены на бензин в России могут вырасти выше инфляции, а при худшем сценарии — подскочить на 14%. Такой прогноз дается в письме Независимого топливного союза (НТС), которое организация 18 марта направила премьер-министру Михаилу Мишустину. Мер по стабилизации ситуации, что сегодня обсуждают в правительстве, недостаточно, считают в НТС. Об этом пишет газета «Известия», ознакомившаяся с текстом письма
На Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) оптовые цены на бензин с 1 декабря прошлого года по 17 марта текущего выросли более чем на 18,5% (цена на АИ-92 достигла 53,6 тыс. руб. за тонну, а на АИ-95 — 55,3 тыс. руб.).
В НТС отметили, что в этот период биржевая стоимость топлива обычно падала, благодаря чему независимые АЗС впрок закупались бензином в преддверии сезонного увеличения спроса в весенне-летнее время. Это обеспечивало относительно низкие темпы роста цен.
Главным драйвером увеличения биржевых, а за ними и розничных цен стал рост индексов экспортной альтернативы (нетбэков). «Нетбэки растут по следующим причинам: прежде всего это плановое повышение на 4% акцизов на бензин и дизельное топливо, которое произошло с 1 января 2021-го», — указано в письме.
Учитывая, что с конца марта рынок входит в сезон повышенного спроса, все выше вероятность выхода за пределы инфляции по образцу 2018 года, отметили в союзе. При худшем сценарии есть угроза роста розничных цен на бензин и дизель до 13,77% за год. Напомним, что весной 2018-го розничные цены на автомобильное топливо подскочили на 11,3%.
В письме главе правительства НТС выдвинул несколько предложений, которые, по мнению авторов, помогут избежать топливного кризиса в стране — в частности, новые налоговые стимулы для нефтепереработчиков и отмена демпфера. В организации считают, что вместо сглаживания влияния колебаний демпфер выступает дестабилизирующим фактором. Авторы письма предложили увеличить нормативы обязательных объемов реализации на бирже до 25% от производства по бензинам и 15% — по дизелю. При этом налоговые льготы можно будет сохранить лишь для тех компаний, которые выполняют норматив.
Утром 23 марта Минэнерго в ответ на предложения НТС выступило против отмены демпфера как защитного механизма топливного рынка. «Мы считаем, что категорически нельзя даже обсуждать отмену данного механизма, потому что это может привести к непоправимым последствиям для рынка», — заявил замминистра энергетики Павел Сорокин.
Напомним, механизм демпфирования был введен в 2019 году. Он защищает стоимость топлива как от резкого роста, так и от падения, которые могут произойти в результате колебания нефтяных котировок. В рамках этого механизма нефтяники доплачивают государству, если внутренний рынок становится премиальным, и поэтому не могут снизить цены на АЗС. Если на внутреннем рынке складывается дисконт по сравнению с поставками на экспорт, то уже бюджет доплачивает компаниям, чтобы те не поднимали цены.
Независимый топливный союз — это объединение владельцев независимых автозаправочных станций. В него входят 38 компаний, у которых 310 АЗС.
Ранее в марте Счетная палата предупредила о риске резкого роста цен на бензин в России. Авторы доклада допускают, что в стране может повториться топливный кризис по сценарию событий 2018 года, когда биржевые и розничные цены резко подскочили.
Подробности и комментарии