Украинцы планируют восстановить уникальный болид КрАЗ, созданный около 30 лет назад для участия в кольцевом чемпионате среди грузовиков FIA European Truck Racing Championship.
Эта машина с индексом 5450 существует в единственном экземпляре, у нее очень экзотическая конструкция: здесь среднемоторная компоновка, а в качестве двигателя использован оппозитный двухтактный турбодизель 5ТДФ от танка Т-64! Путем перенастройки топливной аппаратуры его мощность повысили с исходных 700 л.с. до 1000 л.с. Коробку передач также взяли от Т-64.
Все подвески гоночного болида — независимые, торсионные. Установлены дисковые тормоза Lucas и антиблокировочная система.
Ради облегчения веса капот и крылья сделаны из стеклопластика. В кабине вварен необходимый по регламенту трубчатый каркас безопасности.
Машина обладала отличной динамикой — разгон с места до 100 км/ч занимал 12 секунд.
КрАЗ-5450 участвовал в гонках лишь однажды — в 1992 году, но до финиша так и не доехал, поскольку у него сначала развалился подшипник ступицы задней оси, а затем винтом свернулся вал центрального редуктора главной передачи, который не выдержал громадного крутящего момента.
После гоночного этапа машину вернули на Кременчугский автозавод, где загнали в дальний ангар. В начале 90-х КрАЗ оказался в глубокой финансовой яме, поэтому о продолжении гоночной программы и речи не шло. В ангаре КрАЗ-5450 провел без движения более 20 лет, в 2017 году машину для дальнейшей реставрации забрали энтузиасты, недавно впервые с 90-х годов ей запустили двигатель, вот как это выглядело (начиная с 2:18):
Чемпионат FIA European Truck Racing Championship начали проводить в 1985 году, в нем принимали участие основные производители грузовиков Старого Света — Mercedes-Benz, MAN, Volvo, Scania, Iveco. Удивительно, но в определенный момент в трак-рэйсинге был широко представлен и СССР — ЗИЛ, КрАЗ, МАЗ и КАМАЗ вошли в чемпионат параллельно и на равных соперничали с именитыми компаниями. Пик популярности пришелся на 1993 год, но во второй половине 90-х в нем уже не участвовали крупные компании и чемпионат выродился в соревнования энтузиастов, за которыми стоят небольшие фирмы, так или иначе связанные с грузовым бизнесом.
Подробности и комментарии