Прошедшие выходные для российского автоспорта ознаменовались целым рядом хороших результатов и одной удивительной новостью, которой я хочу поделиться в самом начале. Роман Мавланов стал первым российским автогонщиком, принявшим участие в гонках NASCAR. Пока, правда, это европейская серия, однако Роман видит ее в качестве первой ступеньки на пути к главным американским гонкам.
NASCAR WHELEN EURO SERIES
Роман Мавланов выступает под номером 15 за команду Dexwet Renauer Team Ford Mustang. Первая гонка этого сезона состоялась в Валенсии на трассе Рикардо Тормо 23–24 апреля.
К 22 годам у Романа набрался уже довольно богатый послужной список. В 2011–2013 годах он принимал участие в Formula Renault 2.0, в 2014-м выиграл Международный чемпионат GT Open и параллельно выступал в Formula Renault 3,5. В 2015-м Рома перешел в серию Lamborghini Super Tropheo, где выиграл несколько гонок, завоевал много подиумов и стал третьим по результатам сезона.
«Моя основная задача в итоге попасть в американский НАСКАР, — сказал Мавланов перед стартом первого этапа, — и европейская серия это лишь первая ступенька. Я собираюсь побороться в Валенсии за подиум, и я уверен, что популярность НАСКАР в России тоже не за горами».
И Рома не просто поборолся за подиум, но и дважды поднялся на первую ступеньку в своем классе, показав также отличные результаты (5-е место) в общем зачете.
Про NASCAR Whelen Euro Series
Серия была образована в 2008 году, и до того, как в 2013-м получить название NASCAR Whelen Euro Series, называлась Racecar Euro Series. Через четыре года после создания заключен договор с NASCAR, по которому серия стала официальным европейским «представителем» NASCAR и проводилась по его регламенту.
Собственно, у серии есть ряд отличий. Она проходит по европейским трассам и на модифицированных заднеприводных автомобилях мощностью 450 л.с., весом 1150 кг и на ручной четырехскоростной коробке передач. Эти же машины принимают участие и в традиционной ежегодной Гонке Чемпионов (Race of Champions).
Всего в сезоне NASCAR Whelen Euro Series 2016 года запланировано шесть гоночных уикендов, которые также пройдут в Нидерландах, Великобритании, Франции, Италии и Бельгии.
P.S. Любопытно! В NASCAR Whelen Euro Series выступают сразу два потомка великих спортсменов: сын Джеймса Ханта Фредди и сын Ники Лауды Матеус! В этом году они стали партнерами по команде DF1 Racing за рулем Chevrolet.
Следующая гонка состоится 15–16 мая на овальной трассе автодрома Venray Raceway в Голландии.
WTCC
В эти выходные в Венгрии с промежутком всего в неделю после гонки на Словакия Ринг состоялся третий этап Международного чемпионата по турингу — WTCC. Надо сказать, что это была первая гонка в новом сезоне, где команды получали довес по результатам двух прошедших гонок. В итоге самым тяжелым все равно остался Citroen —1180 кг, на 10 кг меньше у Honda, Lada получили +50 кг, а Volvo пока не получили ничего.
Также в этой гонке впервые вышел на старт «домашний» пилот «домашней» венгерской команды Zengo Motorsport, за которую в прошлом году выступал Норберт Микелис. Zengo предоставила автомобиль молодому Ференцу Фикце, а на трибунах собралось порядка 30 тысяч зрителей, чтобы поболеть за «своих».
Первый сегмент квалификации начался на позитивной ноте для Lada, уже под конец сессии Тарквини показал второе время, Катсбург стал седьмым. Совсем немного не хватило Волану, чтобы пройти во второй сегмент — у него 13-й результат. В ходе сессии Q2 Ник остался на прежней седьмой позиции в общем квалификационном протоколе, а Габриеле показал 12-е время.
В MAC3 Lada продемонстрировали в этот раз худшее из трех времен. Изначально победа досталась Citroen, но затем на команду наложили 30-секундный штраф за выезд Меди Бенани всеми колесами за пределы трассы, и они переместились на вторую строчку, заработав всего 5 очков против 10 у Honda.
Перед гоночным сезоном на Хунгароринге всего две недели назад переложили асфальт, и туринговые заезды стали первыми «тестерами» нового покрытия. Во время практик и квалификации погода стояла сухая, но вот в воскресенье, в день гонки, пошел дождь, а с учетом того, что руководство серии не стало дополнительно объявлять дождевую гонку, а лишь ввело два прогревочных круга вместо одного, то это внесло неразбериху в шинную тактику.
Казалось бы: не просто мокрый асфальт, а еще и не прекращающийся дождь должны были навести тактиков команд на определенные мысли, но нет. И Ситроен, и Хонда вышли на старт Открывающей гонки на сликах — и в итоге часть из них отправляется на пит-стоп в середине гонки, а вторая часть докатывает на чем есть. Две желтые Lada Ника Катсбурга и Хьюго Волана изначально выходят на грид на дождевой резине, Тарквини ставят на передние колеса слики, и он уже на прогревочном круге заезжает в боксы переобуться.
На прогревочном же круге происходит и катастрофа местного масштаба. У венгерского пилота Норберта Микелиса, с этого сезона выступающего за заводскую Honda, взрывается турбина, и он вынужден сойти еще до начала гонки.
Дождевая гонка всегда полна сюрпризов — так получилось и в этот раз. Уже с самого старта произошло несколько контактов, из-за которых явные фавориты, в том числе Том Коронель, который квалифицировался вторым, и Иван Мюллер откатились на дальние позиции. Роб Хафф из-за сликов также не смог показать хорошего времени. В итоге победу одержал Меди Бенани, второй — Том Чилтон. У Lada Sport Rosneft отличные результаты в первой гонке: Ник Катсбург вновь поднимается на подиум (третье место), Тарквини и Волан приезжают, соответственно, пятым и шестым.
Вторая гонка была более предсказуемой. И радостной для венгерских болельщиков: Микелису все же успели заменить двигатель, и, несмотря на штраф по позициям и старт из хвоста пелотона, Норберт Микелис все же выходит на вторую гонку. Он сразу сказал, что будет бороться за очки, и устроил грандиозный прорыв с 17-го места на 10-е.
Не повезло Тому Коронелю — он хоть и стартовал со второй позиции, но много потерял на старте. Бенани вытолкнул с трассы Тьяго Монтейро и был оштрафован проездом по пит-лейну. Позже такой же штраф получил и Ник Катсбург, шедший на шестой позиции, и тоже серьезно откатился назад. На третьем круге на трассе все же появилась машина безопасности — из-за аварии Грегуа Демустье в первой связке поворотов. Еще в одном столкновении с Volvo Теда Бьорка поучаствовал и Габриэле Тарквини, и хотя он сумел отвернуть автомобиль от столкновения с гардрейлами, все же финишировал последним.
Роб Хафф красиво прорвался на второе место, слегка подтолкнув Ивана Мюллера в задний бампер, но тут же был за это оштрафован и остался без подиума. В результате на подиум поднялись Хорхе Мария Лопес, Иван Мюллер и Тьяго Монтейро. Лучшая позиция у Lada — девятое место Хьюго Волана. Ники Катсбург — 13-й.
После третьего этапа Citroen опережает российскую команду уже почти на 100 очков, с Honda разрыв чуть меньше, но все еще хочется верить, что мы сможем побороться за лучшее место в зачете производителей.
Следующая гонка состоится 6–8 мая на городской трассе Марокко.
TCR
Второй этап международной серии TCR, в которой за команду Craft-Bamboo Lukoil выступает Сергей Афанасьев, а за Liqui Moly Team Engstler — Михаил Грачев, прошел на португальской трассе Эшторил. Для чемпионата это дебютная гонка на этом автодроме, поэтому в среду команды провели дополнительный тестовый день.
По итогам прошлой гонки Seat Leon лидера команды Craft-Bamboo Lukoil Пепе Ориолы получил дополнительно 30 кг веса, Джеймса Нэша — 20 кг, а Сергей Афанасьев участвовал без дополнительного балласта. В итоге по результатам квалификации Сергей Афанасьев — пятый, Пепе Ориола — седьмой и Джеймс Нэш — девятый. Михаил Грачев квалифицировался лишь 13-м.
Большую часть первой гонки лидировал Мат’о Хомола, но во второй половине заезда из-за износа шин все же уступил Джанни Морбиделли на Honda, а затем потерял и еще две позиции. Сергей Афанасьев финишировал пятым, а его товарищи по команде Джеймс Нэш и Пепе Ориола — шестым и восьмым соответственно. Михаил Грачев не боялся контактной борьбы за позицию, но в итоге оказался лишь 11-м.
Во второй гонке Сергей Афанасьев стартовал с пятой позиции и некоторое время удерживался следом за Пепе Ориолой, но у того после контакта на старте с другим автомобилем нарушился баланс у машины, и Ориола стал терять позицию за позицией. В результате Афанасьев вышел на четвертое место и к финишу сумел его сохранить, но все же показал по ходу гонки несколько красивых обгонов и смен позиций. Первая ступенька на подиуме досталась Джеймсу Нэшу. Михаил Грачев и во второй гонке показал 11-й результат.
Следующая гонка состоится 6–7 мая в бельгийском Спа.
BLANCPAIN
Вот вам несколько фактов для начала: одна из старейших трасс в мире — Монца; трехчасовая гонка, 57 суперкаров на старте. В субботней квалификации — 31 автомобиль в секунде друг от друга. Четыре первых разделяют десятые доли секунды. Вот это результат! Где еще такое можно увидеть?
По итогам квалификации поул-позиция достается Mercedes № 84 команды HTP Motorsport с Максимилианом Буком за рулем. Второй на стартовой решетке — Алекс Бункомб на Nissan GT-R команды Nissan GT Academy Team RJN под номером 23.
Ferrari 458 Rinaldi Racing, за которую в Endurance серии помимо Марко Зифрида и Норберта Сидлера выступает российский пилот Ринат Салихов, оказывается всего лишь на 23-й позиции. А второй экипаж Rinaldi Racing (Пьер Эре и уже известный нам по участию в RR Стив Ванкампенхуд сражаются за команду лишь в длинных гонках в категории Am , зато на новой Ferrari 488) — лишь 49-е. Еще один экипаж с бортовым номером 49 на Ferrari 458 команды AF Corse в категории Am, где едет Александр Моисеев, стартует с 33-го поля.
Традиционно для узкой трассы в Монце, которая фактически начинается с затычной шиканы в первой связке поворотов, старт оказывается массовым и хаотичным, но уже буквально через минуту все автомобили распределяются по трассе в определенном порядке, и гонка входит в свое русло. Что удивительно: уже на первом секторе первого круга лидерство захватывает дружественная Rinaldi Racing команда Black Pearl на Ferrari 458 № 66, которая выступает в классе Pro-Am! Более того, они ухитряются удерживать лидерство до первой смены пилотов, а это практически весь первый час гонки — и очень эффективно обороняются от атак профессиональных пилотов, создав отличный временной задел. В свою очередь, ярко-зеленая Ferrari № 333 с Марко Зифридом за рулем совершает отличный прорыв на десять позиций вверх, а затем еще на три. Они уже десятые!
Первая авария происходит только через 25 минут гонки ближе к середине пелотона, но даже с учетом потери капота у одного из участников все автомобили вновь возвращаются на трассу.
Роб Белл на Mclaren 58 («Garage 59») квалифицировался лишь 20-ым, но через 45 минут гонки он уже четвертый, а еще через семь минут красиво обгоняет главного претендента на победу Mercedes AMG GT № 84 команды HTP Motorsport.
После первой волны пит-стопов расстановка сил изменилась. Лидировавшая Black Pearl откатывается на много позиций назад. Потеряли места и Rinaldi Racing — из-за штрафа в виде проезда по пит-лейну за пересечение белой линии.
Зато вся последующая часть гонки была посвящена совершенно потрясающей борьбе между McLaren № 58 и Mercedes № 84. После первых пит-стопов McLaren вышел в лидеры, но разрыв между соперниками составлял максимально пару секунд, а иногда и десятые доли секунды — и так до самого финиша. На третье место в итоге приехали Bentley Boys из экипажа № 8 команды M-Sport.
В категории Pro-Am победу одержала Ferrari 488 команды Kessel Racing — кстати сказать, они финишировали пятыми в общем зачете, что является очень высоким результатом. Black Pearl поднялись на третье место в классе.
В категории Am победила команда Akka ASP на Mercedes AMG GT, Rinaldi Racing № 488 стали вторыми, AF Corse Александра Моисеева — четвертыми.
Не слишком удачным стало выступление «старшего» экипажа Rinaldi Racing — они оказались лишь 17-ми в абсолюте.
Следующая гонка в Спринт серии состоится 7–8 мая на английской трассе Brands Hatch.
INDYCAR
Удивительно, как длинная и довольно скучная гонка набирает обороты ближе к финишу.
В этот раз четвертый этап американской серии Indycar состоялся на традиционной кольцевой трассе в Алабаме. Первые времена в квалификации показали Симон Пажно, Уилл Пауэр и Джозеф Ньюгарден. Сенсацией стало последнее место Хуана Пабло Монтойи, которое сам пилот прокомментировал с улыбкой — «Я не знаю, как такое могло получиться!». У Михаила Алешина — 13-я стартовая позиция. Но уже во время старта Карлос Муньос не может удержать машину, врезается в Алешина и выталкивает с трассы и его, и Джека Хоксуорта. В результате Михаил возвращается на трассу, но у машины есть технические повреждения, так что рассчитывать ему на высокую позицию уже не приходится.
«У того, кто стартовал позади меня, явно проблемы со зрением или еще с чем-то… Еще он погнул мне подвеску» — написал Михаил после финиша у себя в твиттере.
Фактически после этой аварии и выезда на трассу автомобиля безопасности вся остальная гонка до последних кругов проходит, как говорят, «в плановом режиме» — без эксцессов и неприятностей, единственная яркая линия — постоянное улучшение позиций у Монтойи, который уже после второй волны пит-стопов, т.е. в последней трети гонки, выходит на пятое место и так и финиширует.
Михаил, откатившийся после аварии в самый конец пелотона, пытается хоть как-то улучшить свое положение, но, к сожалению, финиширует лишь 17-м.
Зато последние десять кругов Гран-при преподносят настоящий подарок: Грэм Рейхол атакует совершенно не ожидающего этого Симона Пажено, происходит контакт, Пажено вынужден уехать в гравий, но все же возвращается обратно на трассу, хоть и на второе место. Однако просто так француз тоже не сдается: он готовит ответную атаку, и через пять кругов вновь происходит обмен позициями — но на этот раз Рейхол из-за собственной горячности получает повреждения и вынужден замедлиться и все же уступить. Таким образом, Пажено одерживает вторую победу подряд, всего же по итогам сезона у него уже два вторых и два первых места, и теперь 144 очка против 140 у Скотта Диксона, и 136 у Хуана Пабло Монтойи. Михаил Алешин сейчас с 70-ю очками на 13-й позиции.
Следующая гонка состоится 14 мая на автодроме в Индианаполисе.
ДРУГИЕ СЕРИИ
Российские спортсмены приняли участие еще в нескольких международных сериях. К сожалению, в Formula V8 3,5 нельзя похвастаться особыми результатами. И Егор Оруджев (Arden Motorsport), и Матевос Исаакян не были классифицированы, а во второй Оруджев финишировал девятым, а Исаакян также не классифицировался после схода на 11-м круге.
Никита Мазепин, выступающий в европейской Формула 3, также не смог классифицироваться в двух гонках из трех, а в третьей показал лишь 13-й результат.
Подробности и комментарии