Автовладельцы Владивостока последние несколько месяцев обсуждают очередную волну повышений цен на топливо, сообщает портал NewsVL.ru.
На прошлой неделе Приморскстат опубликовал данные трехмесячного мониторинга изменения цен на топливо по краю. Так, повышение цен на бензин марки АИ-92 зарегистрировано в 11 из 32 наблюдаемых городов и районов Приморья, а на бензин марки АИ-95 — в 18. Более всего цены выросли в Находке: бензин марки АИ-92 подорожал на 1,1%, АИ-95 — на 1,7%. А вот в Лазовском районе стоимость бензина АИ-92 снизилась на 3,5%.
В среднем по краю потребительские цены на бензин и дизельное топливо составили: АИ-92 — 35 рублей 26 копеек, АИ-95 — 37 рубля 06 копеек, дизельное топливо — 36 рублей 65 копеек.
Корреспонденты NewsVL.ru спросили у автовладельцев столицы Приморья, сколько денег у них уходит в месяц на бензин, ощутима ли эта сумма для семейного бюджета и стоит ли ждать снижения цен. Оказалось, что в зависимости от того, кто сколько ездит, автомобилисты тратят от 3 до 12 тыс. рублей. Причем каждый отметил, что это дорого, а способов существенной экономии еще никто не изобрел: если надо ехать — то надо.
Опытные водители считают, что в стране, экспортирующей нефть, цены на топливо могли бы быть около 25-28 рублей за литр. Причины повышения для многих владивостокцев неизвестны. Некоторые связывают увеличение стоимости с международной политической обстановкой, событиями на Украине, с санкциями или с изменением отношения курса доллара к рублю. А по мнению некоторых горожан, повышение стоимости бензина связано и с падением цены на нефть.
Однако эксперты полагают, что такой зависимости в России нет. Александр Николаевич Слезко, кандидат экономических наук, заведующий кафедрой Современного банковского дела Школы экономики и менеджмента ДВФУ: «Цена на сырьевом рынке за баррель нефти прямого воздействия на стоимость бензина в России не имеет. Ведь тогда бы мы наблюдали постоянные «качели» в зависимости от стоимости барреля нефти, а этого не происходит. Последние несколько лет действует тренд на повышение стоимости топлива, думаю, он пока будет сохраняться».
В ответ на логичный вопрос, почему в стране-нефтедобытчице столь высока цена на топливо, эксперт винит устаревшие технологии нефтепереработки и растущие сопутствующие расходы.
«Мощность существующих нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) недостаточна. А КПД их значительно ниже, чем у аналогичных за рубежом. Так российские НПЗ из тонны сырой нефти получают примерно 140 литров бензина, а в США — свыше 450 литров. Технологии производства бензина нуждаются в модернизации. Она была начата сравнительно недавно, пять-семь лет назад. Чтобы потребитель получал качественный продукт по приемлемой цене необходимо, чтобы нефтепереработчики сохраняли финансирование в обновление отрасли даже в таких непростых условиях в экономике, как сейчас. Если компании не будут инвестировать в переработку, то, естественно, им будет проще покрыть свои издержки за счет поднятия цены продукта».
Производство автомобильного бензина становится все более затратным и из-за повышения тарифов на электроэнергию. К тому же российская Urals — высокосернистая, топлива высокого класса из нее получается значительно меньше, чем из WTI (Texas Light Sweet), производимой в США. Улучшение качества исходного сырья возможно только с появлением современных НПЗ.
Определенные надежды эксперт связывает с развитием нефтеперерабатывающего кластера в Приморье. Однако хоть какое-то снижение произойдет, если он будет ориентирован на обеспечение потребностей региона, а потом уже на экспорт, добавляет Александр Николаевич.
А пока средняя цена бензина по Владивостоку такова: АИ-92 — 35 рублей 30 копеек, АИ-95 — 37 рублей 91 копейка, дизельное топливо — 36 рублей 66 копеек за литр.
Подробности и комментарии