На открывшемся сегодня XIII Международном Евразийском форуме «Такси» мы поговорили с директором по развитию ГК «Петербургское такси 068» и по совместительству генеральным директором Ассоциации «Пассажирских перевозчиков Ленинградской области» Андреем Беловым. Мы встретили Андрея рядом с электромобилем Atom, салон которого организаторы все-таки открыли во второй половине дня, при этом отказавшись поднять капот. Сотрудник АО «Кама» на стенде аргументировал это так: «У этой машины под капотом — не то, что будет». Собственно, мы писали, что на форум «Такси» привезли ходовой макет Атома, выпущенный в прошлом году по обходным технологиям.
Предлагаем читателям расшифровку короткой беседы.
Сергей Арбузов: Вы рассматриваете покупку электромобиля Atom или какого-либо иного электромобиля?
Андрей Белов: Нет, не рассматриваем. Четыре года назад меня пригласили выступить на мероприятие, подобное сегодняшнему форуму, я тогда сказал, что электромобили — это далекое будущее, которое наступит через 5-10 лет. Сегодня вижу, что нужно еще минимум пять лет и вообще не факт, что электромобили получат в России сколько-нибудь широкое распространение, и уж тем более в такси. Дело в том, что закон о такси, который был недавно принят, ставит весь таксомоторный бизнес с ног на голову. По самым скромным подсчетам, треть таксопарков просто закроются, перепрофилируются или уйдут в другой бизнес. Никто не будет работать в условиях нестабильности, когда от всевозможных депутатских инициатив бизнес просто лихорадит. То нам предлагают поставить пластиковые перегородки в машины, то тревожную кнопку, то оборудовать все машины детскими креслами, то перевозить беременных бесплатно. Сейчас еще запрещают мигрантам работать в такси.
С. А.: Эта инициатива перекинется на всю страну?
А. Б.: Сомнений нет! В общем, в таких условиях думать о покупке электромобиля в такси — это просто самоубийственно.
С. А.: Я слышал, что у вас к электромобилю Атом как машине для такси есть большие претензии…
А. Б.: Мы с Атомом давно находимся в дискуссии, еще с тех пор, когда они, имея на руках только наброски будущей машины, предложили заключить договор на покупку.
С. А.: С предоплатой?
А. Б.: Обсуждались различные варианты. Сейчас же, когда появилась живая машина, пусть даже и в виде предсерийного образца, стало ясно, что этот электромобиль однозначно для такси непригоден. Вот девушка на стенде начинает нам рассказывать про те вещи, которые таксистов совершенно не интересуют: про маневренность, маленький радиус разворота. Зачем нам это? Такси должно быть комфортным для пассажира — во втором ряду нужно много места для ног и головы, а здесь его нет. В багажник должны помещаться детское кресло и пара чемоданов в придачу — это первое, на что мы смотрим, а уж потом идут стоимость автомобиля, расход топлива и так далее. Когда за этот Атом хотят три миллиона, о чем мы вообще говорим? Я за 1,7-1,8 миллиона могу купить проверенного «китайца» — модели, которые в такси работают годами. А какой-то пилотный проект, который неизвестно, во что выльется, с непонятно какими проблемы и подводными камнями, мне совершенно не нужен.
С. А.: А если «Кама» все-таки предложит ту компоновку для такси, которую планировали изначально, когда правого переднего пассажирского сиденья нет, а на его место как раз и ставится багаж?
А. Б.: Я готов изучать технические особенности электромобиля Атом только в том случае, если «Кама» даст мне цену не выше 1,5 миллиона. До этого момента вообще не готов рассматривать его. Повторюсь, если Атом будет стоить в одну цену с Chery или Haval, у него нет шансов.
С. А.: Только что операционный директор по продажам Атома Максим Бардин сказал, что цену машины планируется уложить в диапазон от трех до четырех миллионов, но таксистам будет выгодно приобретать Атом из-за высокой выгоды при обслуживании: якобы она составляет до 500 000 рублей в год по сравнению с машиной с ДВС.
А. Б.: Я не верю в эти цифры. Они сейчас могут нам сказать все, что угодно. По Хавейлу, по Чери, по другим «китайцам» есть история поломок, есть статистика, есть понимание наличия запчастей и ситуация с расходниками. Я могу прогнозировать эксплуатационные расходы по этим проверенным машинам. У Атома пока нет ничего. Я, помнится, общался с одним коллегой, который купил в такси Evolute i-Pro, и он мне сказал: главное, не покупайте эту машину зимой, иначе вы проклянете все. Может быть, в Краснодаре, где тепло круглый год, электромобили в такси еще и приживутся.
С. А.: Возвращаюсь к экономии в 500 000 рублей…
А. Б.: Да нет этой экономии! Она сожрется тем, что я должен буду водителю доплачивать зарплату ежемесячно только за то, что он станет работать на этой машине. Найти желающего работать на Атоме будет весьма проблематично.
С. А.: Некоторые таксисты пересели на электромобили…
А. Б.: Это байки какие-то, не хочу их слушать. Я был в Калининграде на заводе, поговорил с водителями «электричек» местной сборки Amberauto. Они мне сказали: «Директор приказал — мы пересели». Так что если только в принудительном порядке… Там куча проблем, начиная с длительности зарядки.
С. А.: Ну что ж, желаю успехов в вашем деле!
А. Б.: Спасибо!
Подробности и комментарии