16 июля «АвтоВАЗ» организовал праздник, посвященный 50-летию завода. Среди прочих юбилейных мероприятий состоялся и День открытых дверей — все желающие могли посетить производство и увидеть, как делаются автомобили. Но экскурсия прошла по давно проторенному пути — сварка кузовов В0, линия сборки В0 и сборка ДВС и КПП для этих же автомобилей. Единственным исключением стало посещение журналистами прессового производства, но оно, это посещение, было довольно скоротечным — нас провезли сквозь один из корпусов на автобусе.
Мне интересно было бы побывать в тех цехах, куда редко ступает нога журналиста, и которые довольно сильно отличаются от тех, что показывают на праздниках. Я сообщил об этом представителю завода, но тот с металлом в голосе сравнил мою затею с приглашением гостей во время ремонта: «Я приду к тебе в гости, а у тебя обои драные — приятно тебе будет?!». В общем, пришлось от этой задумки отказаться. Возможно, до той поры, когда и до тех мест дотянутся руки модернизации, и журналистам не придётся лицезреть пол из торцовой промасленной шашки и прочие «прелести» старого производства.
После посещения сварочного производства мне удалось задать давно мучивший меня вопрос. Помнится, до прихода на завод технологий Альянса одним из предметов гордости был высокий уровень автоматизации производства. А на сварке кузовов В0 очень мало роботов и очень много ручного труда — сварка делается ручными клещами. Как так? Это новые технологии или откат к старым? В ответ на мое недоумение заводчанин пояснил, что одним из преимуществ платформы В0 является ее гибкость. На одной базе производится много разных машин — Ниссан Альмера, Рено Логан, Сандеро, Сандеро Степвей, Лада Ларгус, а с недавних пор еще и Иксрей. Все эти модели производятся одновременно, и поэтому гораздо легче и дешевле обучить живого человека, нежели перепрограммировать робота. Не могу сказать, что ответ меня полностью устроил, но другого на данный момент нет.
А во время посещения сборки КПП я вспомнил еще об одном вопросе, не дававшем мне покоя со времен тест-драйва XRAY — почему у селектора его АМТ и всех других вазовских моделей, оснащенных этим типом трансмиссии, «плюс» и «минус» ручного режима расположены по-разному? У Иксрея «минус» спереди, а «плюс» сзади, у всех остальных — наоборот. Мне ответили, что дело в разном подходе — европейском и российском. Но в любом безобразии должно быть свое единообразие, почему было не подвести к единому стандарту? Этот вопрос остался без ответа.
Во всем остальном же экскурсия произвела впечатление в духе «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». А еще удивило огромное количество людей, посетивших завод. Территория возле заводской «высотки», пожалуй, никогда не видела СТОЛЬКО одновременно припаркованных автомобилей.
Видеоролик нашего корреспондента Фарита с Дня открытых дверей на «АвтоВАЗе»
Подробности и комментарии