Сегодня мы расскажем об очередной инициативной разработке НАМИ, единственным результатом которой остается расход бюджетных средств. В сентябре 2020 года институт открыл научно-технический задел с шифром «Багги», под которым понималось «специальное аэромобильное транспортное средство с различными видами целевых нагрузок». Хотя термин «багги» не закреплен в техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», по-простому говоря, этот тип ТС предназначен для скоростной езды по бездорожью. В основном багги выпускают для гражданских нужд, но применяют их и в армии, и в спецподразделениях. К примеру, тяжелый багги выпускают на базе Тигра, однако этим набор отечественных разработок не ограничивается: имеется Чаборз М-3 и Чаборз М-6, разработанные по заказу Российского университета спецназа, Сармат и другие. Это мы к тому, что НАМИ решил сформировать научно-технический задел в уже заполненной конкурентной нише.
Уточним, что в НАМИ нацелились не просто на тяжелый багги (то есть класса «Тигра»), а в первую очередь на военный вариант (или как минимум на вариант двойного назначения). Дело в том, что в конструкции машины требовалось предусмотреть возможность транспортирования в грузовой кабине вертолета Ми-8. Вариант привода должен быть организован по схеме «мотор-полуось», а кроме того, планировалось разработать исполнение с «мягким» гибридом. Напомним, что в приложении к обычным автомобилям это означает наличие дополнительного аккумулятора в 48 В, энергию которого использует стартер-генератор, добавляя крутящий момент на коленчатый вал при разгоне. Таким образом инженеры добиваются резкого сокращения уровня вредных выбросов.
Первый этап работ должен был увенчаться изготовлением ходового макета багги, который должны были представить до конца 2020 года. В январе 2021-го сотрудники института приступили ко второму этапу проекта с шифром «Багги», занявшись более детальной проработкой машины. Кром того, были запланированы исследовательские испытания ходового макета, его демонстрация потенциальным заказчикам и следующие за этим изменения конструкции по результатам испытаний.
При этом небезынтересны некоторые технические подробности: к примеру, в НАМИ задумали разработать и изготовить для багги «атмосферный» двигатель внутреннего сгорания с сухим картером. Вероятно, эту систему выбрали для повышения живучести машины в военно-полевых условиях и улучшения ее проходимости, поскольку сухой картер дает больший просвет и исключает пробой поддона. С нуля ДВС, конечно, изготавливать не будут – речь идет о доработке готового мотора. Еще одна интересная подробность: конструкторы прорабатывали возможность применения гидравлических устройств, позволяющих принудительно изменять положение кузова. Кроме того, имеется пункт о системе охлаждения для неких «ВВ электроагрегатов» (вероятно, ВВ означает «высоковольтный»). Судя по всему, речь идет об электромоторе и высоковольтной батарее. Дело в том, что в НАМИ планировали предусмотреть для этого багги возможность движения на электрическом ходу!
Возникает логичный вопрос: а пригодится ли нашим военным багги с такими «наворотами», ведь техника тактического применения должна быть по возможности надежной и простой? Другое дело, что электротяга может обеспечить бесшумность перемещения машины – объяснить наличие АКБ можно, пожалуй, только этим. Но это еще не все странности: багги от НАМИ могут оснастить коробкой с двумя сцеплениями, по крайней мере, проработка такого варианта была предусмотрена.
Второй этап проекта «Багги» должен был закончиться до зимы 2021 года. По логике вещей, если бы машина заинтересовала потенциальных заказчиков, в институте приступили бы к третьей стадии, в рамках которой можно было бы выпустить ограниченную партию (три-пять штук) для всесторонних испытаний. Вполне может быть, эти работы идут или продолжаются поиски потенциальных заказчиков, однако у нас на этот счет пока сведений нет – будем держать вас в курсе.
Подробности и комментарии