Входящий в холдинг Sollers Заволжский моторный завод снял с производства легендарный бензиновый мотор ЗМЗ-402. Последний экземпляр этого двигателя выпущен 10 октября, сообщила пресс-служба предприятия.
«Четыреста второй» — самый «каноничный» волговский мотор. Его выпуск начался в 1985 году для «Волги» ГАЗ-24-10. Но на самом деле ЗМЗ-402 является немного модернизированной версией двигателя ЗМЗ-24Д, который появился в 1968 году. Конструкция -24Д, в свою очередь, восходит к ЗМЗ-21, выпускавшемуся с 1957 года и устанавливавшемуся под капот «Волги» первого поколения (ГАЗ-21).
4-цилиндровый карбюраторный двигатель ЗМЗ-402 имеет рабочий объем 2,445 литра и развивает 100 л. с. (выпускались также версии для работы на низкооктановом бензине, развивавшие 90 сил).
Характерные особенности ЗМЗ-402 — цельноалюминиевый блок с «мокрыми» гильзами цилиндров и нижнее расположение распредвала (наследие 50-х годов). Мотор отличается простотой и надежностью. Но в течение всего срока производства имел и слабое место — задний сальник коленчатового вала в виде обычной набивки (веревка, пропитанная графитовой смазкой). Если часто раскручивать мотор выше 3000 об/мин, вскоре через эту набивку начинает сочиться моторное масло.
Помимо «Волги» двигатель ЗМЗ-402 в свое время устанавливался на легкие коммерческие автомобили «ГАЗель» и «Соболь», внедорожники УАЗ, а также микроавтобусы и фургоны ЕрАЗ армянского производства. С 1996 года ЗМЗ-402 стали постепенно вытеснять из гаммы инжекторным ЗМЗ-406 и его модификациями.
Автозаводы прекратили закупки ЗМЗ-402 более десяти лет назад, с тех пор двигатель производился только для вторичного рынка. Последний собранный экземпляр также реализуют на рынке запчастей, отправлять в музей его почему-то не стали.
С 1985 года было выпущено 6 125 136 экземпляров ЗМЗ-402.
Последние годы основным мотором в гамме Заволжского моторного завода является ЗМЗ-409 — 2,7-литровый бензиновый двигатель, который устанавливается на УАЗы всех моделей.
Подробности и комментарии