Принятая в России система госконтрактов мешает эффективному дорожному строительству, пишет газета «Ведомости» со ссылкой на исследование авторитетной аудиторской компании KPMG.
Эксперты KPMG утверждают, что по существующему порядку процесс разделен на два этапа: разработка проектной документации и непосредственное строительство. Между этапами искусственно создается разрыв, поскольку проектировщик стремится уложиться в сумму бюджетного финансирования и быстрее пройти госэкспертизу. Он не несет ответственности в том случае, если проект окажется дороже и сложнее в реализации, чем ожидалось — мотивации оптимизировать строительство у проектировщика нет.
Подготовленная для подрядчика документация может содержать ошибки, а в смету часто не внесены многие виды работ. Происходит это из-за недостаточных или устаревших исходных данных, но изменять проект подрядчик может только на свой страх и риск — все правки и последующее повторное прохождение госэкспертизы придется проводить за свой счет.
Кроме того, сформированные на основе государственных данных сметы расходятся с рыночной стоимостью стройматериалов примерно на 15%, а по цене работ — на 18-20%. В KPMG отмечают, что кризис еще больше усложняет ситуацию, поскольку материалы и техника продолжают дорожать (зафиксирован рост в размере 10-40%).
Эксперты опасаются пересмотров условий уже начатых проектов и говорят о том, что строительным компаниям даже в случае сокращения издержек потребуется господдержка в виде облегчения доступа к займам, госгарантий, а также субсидирования ставок и комиссий по банковским гарантиям. Помимо этого требуется и обновление строительных нормативов, а также реформа подготовки территории.
Подробности и комментарии