В конце февраля в МРЭО г. Владивостока было повешено скромное объявление о том, что с 10.09.2010 с транспортными средствами, несоответствующими требованиям тех. регламента, регистрационные действия производиться не будут. На Интернет-форумах немедленно начали появляться вопросы растерянных граждан, что это означает. Инспекторы же устроили игру в заговорщиков: по рассказам наших коллег-журналистов, пресс-служба ГИБДД в ответ на запросы о ситуации отвечала «дождитесь, вам все сообщат в свое время».
Как это обычно бывает, в условиях информационного вакуума новость быстро обросла слухами, от запрета первичной регистрации и запрета автомобилей старше 10 (почему-то!) лет до наличия «суперсекретного» письма, разосланного по всем инспекциям страны, полностью запрещающего автомобили с правым рулем. Масла в огонь подлил начальник Управления ГИБДД по Новосибирской области Сергей Штельмах. 26 марта на новосибирском сайте ngs.ru проходила онлайн-конференция, в ходе которой был озвучен вопрос:
Вопрос:
Насколька правдива информация о запрете автомобилей с правым рулем с сентября месяца 2010 года? Ездить тогда на чем???????
Ответ:
Более чем правдивая. Мы разместим более подробную информацию в ближайшее время на нашем сайте.
Краткая и однозначная форма ответа взбудоражила многих автомобилистов. ГИБДД Новосибирска, похоже, засыпали вопросам с просьбой пояснить, что начальник имел в виду.
На официальном сайте ГИБДД Новосибирска вскоре были опубликованы разъяснения Сергея Штельмаха. «Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. N 720 «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств» утвержден соответствующий технический регламент. Технический регламент, утвержденный данным документом, вступает в силу по истечении 12 месяцев со дня официального опубликования (опубликован в "Российской газете" - 23.09.2009). В соответствии с Приложением N 8 (.pdf) к техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств на каждое транспортное средство изготовителем должен быть нанесен идентификационный номер, который является уникальным в течение, по крайней мере, 30 лет. Идентификационный номер содержит 17 знаков, в качестве которых могут быть арабские цифры от 0 до 9 и буквы латинского алфавита, за исключением букв I, O и Q. Маркировка транспортных средств, выпускаемых для внутреннего рынка Японии, не отвечает вышеуказанным требованиям. Кроме того, на данной категории транспортных средств, внешние световые приборы также не отвечают нормативным правовым актам Российской Федерации. Других нормативных правовых актов, регламентирующих действия ГИБДД по регистрации транспортных средств и ограничивающих эксплуатацию транспортных средств с правым рулем в настоящее время не принято, в Госавтоинспекцию Новосибирской области они не поступали».
По версии Новосибирского ГИБДД все выходит очень просто: несколько миллионов автомобилей с конца сентября 2010 года можно просто оставить на улице. Забавно.
Сентябрь не за горами. Давайте разберемся по существу, что у нас с Техрегламентом: постановкой на учет (первичной и последующей) и эксплуатацией автомобилей с правым рулем.
Техрегламент
Сразу после принятия Техрегламента о безопасности колесных транспортных средств 23 сентября 2009 года в его текущей версии в обществе поднялась волна негодования по многим его пунктам, в частности, относительно требования к идентификационным номерам кузовов и шасси автомобилей. Как известно, автомобили для японского рынка не имеют VIN, но как это связано с безопасностью?
Стоит отдать должное разработчикам техрегламента — они пригласили общественность к диалогу. В ходе обратной связи им поступило много вопросов и предложений, в том числе и от посетителей Drom.ru. Буквально через месяц на сайте Ростехрегулирования, которое разрабатывало технический регламент, появился проект поправок. В частности, он предусматривает:
Требования к содержанию идентификационного номера транспортного средства не распространяются на ранее находившиеся в эксплуатации транспортные средства, ввозимые на территорию Российской Федерации в индивидуальном порядке.
Поправки были оформлены в проект Постановления Правительства Российской Федерации, принятие которого запланировано на конец апреля.
Один из авторов регламента Алексей Рахманов — директор Департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Минпромторга — в своем блоге пишет по поводу проблемы с VIN-номерами 13 марта 2010 года: «Регламент поправляем и про ВИНы больше вопросов не будет».
Будущее
ГИБДД все же пошло на контакт с журналистами. Так, в газете «Известия» предприняли попытку разобраться в сигнале из Новосибирска и позвонили с вопросами в ГИБДД Приморского и Красноярского краев, а также Новосибирской области. В первых двух сообщили, что информации о скором запрете праворульных автомобилей в том или ином виде в ГИБДД не имеется, и откуда подобные сведения в Новосибирске — непонятно. В пресс-службе Новосибирского ГИБДД усомнились в точной передаче слов Штельмаха журналистами: «Речь идет о техрегламенте, который должен вступить в силу в сентябре. Но даже и в нем непонятно, будет запрещен правый руль или нет» — цитата по газете «Известия» от 2 апреля 2010 года.
Напомним, что в самом первом проекте техрегламента в пункте 18 была формулировка, вообще запрещающая праворульные автомобили. Благодаря протесту автомобилистов и общественных организаций, в итоговый документ она не попала. Мы уверены, что и странная проблема с VIN так или иначе разрешится. В итоге из реальных требований останется только требование соответствия световых приборов условиям правостороннего движения, т.е. необходимость переделки фар. Впрочем, без этого и сейчас нельзя законно пройти технический осмотр.
Никаких объявлений о запрете регистрации в МРЭО г.Владивостока больше нет. Кто их вообще вешал и с какой целью — неизвестно. Тем не менее на прошлой неделе сотрудники сайта drom.ru написали и отнесли в ГИБДД официальный запрос на эту тему, будем ждать ответа в положенные 30 дней.
Также нужно дождаться конца апреля, когда будут приняты поправки в техрегламент, чтобы пресловутый вопроc c VIN-ом был снят навсегда.
Обо всех результатах и изменениях мы будем докладывать вам на страницах mmcpajero.ru.