В нынешнем году в России будет утвержден новый ГОСТ по организации ремонта автодорог. Документ по поручению президента разработало Федеральное дорожное агентство (Росавтодор).
Тема повышения безопасности движения во время ремонта дорог обсуждалась еще в марте 2016 года на президиуме Госсовета. Президент Владимир Путин тогда привел статистику, из которой следовало, что порядка 4% ДТП происходит в зонах ремонта. После заседания федеральному правительству было поручено ввести обязательные требования «к обустройству мест производства работ на проезжей части», а также ввести ответственность за нарушение правил. Разработку ГОСТа поручили Российскому дорожному научно-исследовательскому институту (РосдорНИИ), подведомственному Росавтодору.
Как отмечает «Коммерсантъ», сегодня правила безопасности дорожных работ содержатся в рекомендациях Росавтодора (официальное их название — Отраслевой дорожный методический документ ОДМ 218.6.014-2014). Частично эта тема также урегулирована в ГОСТах 32757 и 32758 2014 года (временные технические средства организации движения и правила их применения). Но этих документов дорожные службы придерживаются не всегда и не везде.
Разрабатываемый РосдорНИИ единый ГОСТ насчитывает 56 страниц, во многом он повторяет положения действующих рекомендательных стандартов и рекомендаций. Например, подробно описывается структура ремонтного участка. Он должен состоять из нескольких зон, включая зону предупреждения (здесь водители должны начать снижать скорость), отгона (постепенное сужение проезжей части), зоны проведения ремонтных работ и зоны стабилизации (то есть возвращения к нормальному движению). Параметры такие: зона предупреждения при долгосрочном ремонте на автомагистрали должна быть 500–700 м, на однополосной дороге достаточно 50–300 м. Длина зоны отгона варьируется от 20 до 600 м в зависимости от размеров перекрываемого участка. Перед началом ремонта «допускается» применение «динамических информационных табло» и мигающих «стрелок», указывающих водителям, куда надо ехать. Для привлечения внимания на дорогах со скоростью выше 60 км/ч на одной из полос с включенным спецсигналом (оранжевого или желтого цвета) должен стоять автомобиль прикрытия.
Запрещены дефекты организации: временный знак должен отражать не менее 90% света от норматива; не должно быть два подряд неработающих сигнальных фонаря; разметка не должна быть изношена и т. д. На исправление выявленных недостатков отводится не более суток. Во время плохой погоды наносить временную разметку в зоне ремонта необязательно, но в этом случае должен висеть знак «Прочие опасности» (восклицательный знак в треугольнике).
Скорость в зоне ремонта ограничивается, причем ограничения должны вводиться постепенно. Если лимит на магистрали — 130 км/ч, а в зоне дорожных работ скорость должна быть ограничена 20 км/ч, то ставятся несколько знаков, обеспечивающих ступенчатое снижение скорости,— 130, 110, 80, 50, 20 км/ч. После завершения всех работ все указатели должны быть закрыты чехлами или демонтированы, временная разметка должна быть убрана в течение суток после окончания ремонта.
В настоящий момент проект ГОСТа проходит процедуру согласования. Ожидается, что его утвердят до конца первого квартала 2018 года, но вступление в силу, скорее всего, назначат на более поздний срок. В ремонтном сезоне текущего года, который стартует в апреле–мае, дорожники, вероятно, будут пользоваться еще старыми рекомендациями Росавтодора. Чтобы перейти в статус обязательного к исполнению, ГОСТ впишут в перечень обязательных для применения стандартов, закрепленный в распоряжении правительства РФ №2438-р. Возможен и более простой вариант: госзаказчик (региональный Минтранс или департамент дорог), заключая контракт с дорожной компанией, может прописать обязательность соблюдения нового ГОСТа.
Напомним, что 1 июня нынешнего года должен вступить ГОСТ по новым правилам разметки, который, помимо прочего, вводит разметку синего цвета.
Подробности и комментарии