В Москве открылась выставка bauma CTT Russia 2019. СТТ — это строительная техника и технологии. Мероприятию уже два десятка лет, а пару лет назад выставка вошла в глобальную сеть bauma (пишется именно так, с маленькой буквы) и теперь имеет полноценно международный статус.
Несмотря на выраженную специализированность, СТТ всегда притягивала и праздную публику. Тут можно посмотреть на технику, которую в обычной жизни не очень встретишь — гигантские бульдозеры, неимоверной высоты подъемные краны, экскаваторы, в ковши которых поместится небольшой грузовик. В естественных условиях эти машины обычно покрыты слоем благородно-трудовой грязи, на выставке же сверкают не менее благородным глянцем, как бы демонстрируя свою принадлежность к брутальному лайфстайлу. Это самая мужская техника, какая только может быть, на ее фоне теряются Кайены и Гелендвагены, а понтовые мальчики с бритыми затылками тушуются и робеют делать селфи.
СТТ — отличный индикатор состояния дел в строительстве. Увы, заметно, как с 2015 года отрасль входит в режим тотальной экономии. Строить не стали меньше, но вот технику обновляют реже, эксплуатируя машины до последнего их машинного вздоха. Соответственно, и производители сокращают затраты на участие в выставках и реже обновляют модели. Накануне мы связались с директором одного крупного завода полуприцепов и спросили про участие в СТТ. «Зачем? — удивился он, — есть много более приятных способов бессмысленно потратить деньги».
С каждым годом экспозиция СТТ уменьшается, не резко, но заметно. Совсем специальную технику, типа асфальтоукладчиков всякий раз привозят одну и ту же, а грузовики в этом году представлены в мизерном количестве. Из крупных отечественных (и приравненных к ним) заводов на выставку приехали КАМАЗ, МАЗ и «Чайка-сервис». Нет ГАЗа, БЕЛАЗа, «Тонара» etc. То есть, рекламные бюджеты сокращаются на глазах: не до PR, быть бы живу.
КАМАЗ особых новинок не выкатил. Но кое-что интересное на его стенде имеется. Например, 25,5-тонный самосвал 6580 с кузовом «Бецема». Если раньше самосвальные кузова делали с внешним вертикальными ребрами-усилителями, то теперь от них отказались в пользу особым образом сконфигурированных бортов. Утверждают, что нагрузку такой борт держит не хуже, а металла экономится значительно (от 100 до 300 кг). Это и грузоподъемность повышает, и дешевле в производстве. Другая новинка — Камского завода — газодизельный тягач КАМАЗ-5490-892-S5 с мотором Mercedes. Его уже продают пару лет, в единичных экземплярах, но официально машину представили только сейчас. Преимущества газодизельного питания перед чисто метановым очевидны — машина не привязывается к маршрутам с АГНКС. Но для соответствия Евро-5 пришлось оставить мочевинный нейтрализатор. Хотя расход мочевины и снизился. Этот КамАЗ стоит на выставке в паре с самосвальным полуприцепом НефАЗ-95094. Это четырехосный монстр с грузоподъёмностью без малого 39 тонн! Кстати, Нефтекамский завод сделал четырехосник впервые.
Показал КамАЗ и новый рядный двигатель турбодизель 920.10-700, созданный в сотрудничестве с Liebherr. Им уже комплектуются тягачи с новой мерседосовско-камазовской кабиной К5. До конца года планируют сделать 3000 таких моторов.
МАЗ привез четыре автомобиля, самый интересный из которых — 32-тонный автокран КС-5576 на шасси МАЗ-6302С5-529-080 (да-да, мы тоже умиляемся такому обилию цифр в обозначении моделей). Это фактически новое шасси, раньше МАЗ не делал полноприводников с односкатной ошиновкой и такими параметрами грузоподъемности. А еще утверждается, что по всем основным компонентам машина белорусская (ну, конечно, кроме дизеля ЯМЗ и КП ZF). Стрелу тоже сделали сами, причем впервые — с плитой-противовесом сзади.
Интересный стенд у нижегородской компании «Фабрика композитов», которая работает с несколькими автозаводами и даже выклеивает кузова для трамваев. Нижегородцы показали «Мобильный Кванториум», созданный в сотрудничестве с Минобрнауки. Это автопоезд на базе «ГАЗели», в котором разместилась хай-тековская лаборатория: компьютеры, сервер, даже 3D-принтер. С помощью таких машин планируется обучать молодое поколение всяким современным технологиям. Увы, прицеп для Кванториума на стенд просто не поместился, но у нас есть его фотография.
Подробнее смотрите в нижеследующем фоторепортаже.
Подробности и комментарии