Российский авторынок переживает переломный момент. Благодаря мерам господдержки продажи автомобилей в нашей стране начинают стабилизироваться, хотя на докризисный уровень, согласно прогнозам, показатели продаж вернутся не раньше 2014 года.
При этом в нынешнем году, равно как и в кризисном 2009-м, впервые со времен автомобильного бума в России отечественные автопроизводители во главе с АВТОВАЗом увеличивают свою рыночную долю. Правда, по мнению экспертов, уже в будущем году все встанет на круги своя, и иномарки снова пойдут в наступление. С той лишь разницей, что если ранее продажи новых автомобилей в России росли в основном за счет импортных иномарок, то с повышением таможенных пошлин основной движущей силой российского авторынка становятся иномарки местного производства. Уже в этом году они могут увеличить долю с 20% до 30%, практически сравнявшись с отечественными и импортными автомобилями.
В связи с оживлением российского авторынка, которое началось в марте, а в прошлом месяце и вовсе вылилось в рост продаж, эксперты начали корректировать свои прогнозы в сторону увеличения. Так, Ассоциация европейского бизнеса по итогам I квартала повысила свой прогноз на 2010 год с 1,4 до 1,45 млн. легковых автомобилей. Рынок LCV, согласно обновленному прогнозу АЕБ, в нынешнем году составит 150 тысяч машин (ранее прогнозировалось 100 тысяч). Увеличение прогноза в АЕБ объяснили удачным запуском утилизационной программы, а также ростом потребительского оптимизма, связанным с возвращением кредитных ставок к докризисным значениям и стабилизацией курса рубля.
Такой же прогноз – в 1,6 миллиона машин – делают и большинство автопроизводителей, например Ford. По словам вице-президента Ford Russia Сергея Богданова, небольшого повышения по отношению к 2009 году российский авторынок достигнет за счет реализации государственных программ по поддержке автопрома. “Начавшаяся в марте программа утилизации способствовала возвращению спроса на рынок, хотя мы и опасаемся того, что она завершится раньше запланированного срока”, – говорит С. Богданов.
Чуть более оптимистично настроены аналитики агентства “Автостат” – они оценивают российский авторынок в 2010 году на уровне 1,5 миллионов (без учета LCV). Главными драйверами продаж в нынешнем году аналитики также называют меры господдержки – программу утилизации старых автомобилей и льготное автокредитование, которое после расширения условий программы в этом году оказалась более востребованным, чем в 2009-м. Как считают в “Автостате”, суммарно две эти программы позволят увеличить месячные продажи до уровня в 140-150 тысяч автомобилей, что в итоге и должно привести к годовому объему на уровне 1,5 млн новых легковых машин.
При этом аналитики полагают, что за счет реализации госпрограмм претерпит изменения структура рынка. Так, учитывая, что на продукцию АВТОВАЗа приходится порядка 70-80% от общего объема продаж по утилизационным сертификатам и свыше 50% по программе льготного автокредитования, реализация АВТОВАЗа по итогам года составит 475 тысяч машин, а доля бренда Lada на российском рынке вырастет с 26,1% до 31,7%. Также подрастает до 5,3% доля Renault, чьи модели Logan и Sandero являются наиболее востребованными иномарками по программе утилизации. А вот в целом автомобили зарубежных брендов, по прогнозам аналитиков, в нынешнем году сократят присутствие на рынке с 72,2% до 66,7%, уступив долю АВТОВАЗу. Причем значительно могут снизить долю (на 0,7%) такие лидеры рынка иномарок как Chevrolet и Ford – до 7% и 4,9% соответственно.
Стоит также отметить, что по прогнозу “Автостата”, серьезное падение покажут все без исключения японские марки – их общая доля сократится с 19,8% до 14,7%. По мнению участников рынка, отрицательная динамика японских брендов объясняется их негибкой ценовой политикой, поскольку курс йены и доллара по отношению к рублю стал снижаться, а цены на новые “японки” по-прежнему остаются высокими. В то же время аналитики прогнозируют увеличение доли немецкой “премиум”-тройки – Mercedes-Benz, BMW и Audi в 2010 году могут занять 3,7% рынка против 3,2% годом ранее.
Таким образом, отмечают независимые эксперты, в посткризисный год в основном будут расти продажи дорогих и бюджетных автомобилей, что красноречиво говорит о расслоении российского общества на богатых и бедных. А вот средний класс, как и ожидалось, пострадал от кризиса сильнее всего, поэтому средний ценовой сегмент, к которому относится большинство иномарок, вопреки рынку может сократиться.
Между тем, согласно оценкам “Автостата”, в 2010 году россияне потратят на первичном авторынке порядка 34,8 млрд. долларов, что на 17% больше, чем в прошлом году (29,7 млрд. долларов). А средняя цена одного автомобиля, реализованного на российском рынке в этом году, составит порядка 22,1 тысяч долларов против 21,1 тысячи годом ранее. Как отмечают независимые эксперты, рост средней цены в 1 тысячу долларов примерно равняется премии за утилизацию либо деньгам, сэкономленным при использовании субсидированного кредита. Правда, стоит учитывать и снижение кредитных ставок по автокредитам (в среднем до 15%), благодаря чему становятся доступными более дорогие модели автомобилей. Как говорит С. Богданов, в отличие от прошлого года, когда основной задачей всех автопроизводителей было распродать “стоки” 2008 года, в этом году автопредприятия нацелены на возвращение к прибыльности.
Аналитики также обращают внимание, что в нынешнем году кардинально изменится расстановка сил на рынке иномарок. Здесь наблюдается значительный рост продаж иномарок российского производства за счет сокращения импорта. Так, если еще в прошлом году, несмотря на повышение пошлин до 30%, доля импортных иномарок за счет распродажи “стоков” 2008 года сократилась незначительно – с 54,4% до 52,8%, то в нынешнем году, по прогнозу “Автостата”, они могут занять всего 36% рынка. Виной тому – продление повышенных импортных пошлин, которые, как заявляют в Минпромторге России, могут быть отменены не ранее 2015 года. При этом иномарки с шильдиком “Сделано в России” в нынешнем году увеличат долю с 20% до 30,6%. Показательно, что иностранные автопроизводители, работающие в России, впервые после кризиса начинают наращивать объемы выпуска. Так, во второй половине года переходят на двухсменный режим работы петербургские заводы GM и Nissan. А “Автофрамос” по мере набора и обучения дополнительного персонала постепенно вводит в строй новые мощности предприятия и даже не исключает введения третьей смены. Между тем, благодаря АВТОВАЗу в 2010 году нарастят долю и российские бренды – до 33,3%. Однако в дальнейшие годы, согласно “среднему" сценарию “Автостата” до 2014 года, отечественные автопроизводители будут неизменно терять рынок.
Источник: autonews.ru