Угонщиков могут судить по двум разным статьям: 158 УК РФ «Кража» и 166 УК РФ «Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения». Для собственника разницы нет никакой: он в любом случае лишается машины. А для квалификации преступления разница огромная. В российской практике угоном называется незаконное завладение автомобилем без цели хищения. Вокруг того, нужно ли вообще наказание за него, идут жаркие споры. Верховный суд вновь указал на разницу между угоном и кражей автомобиля.
Жалобу в ВС подал некий Полев, которого обвинили в угоне и приговорили к трем годам лишения свободы. Он утверждал, что не собирался угонять машины, а просто хотел в них погреться, поскольку на улице было холодно, а все доказательства против него сфабрикованы. Однако показания свидетелей, а также полицейских говорили об обратном.
Согласно свидетельским показаниям, Полев вскрыл сначала одну, а потом вторую машину. Когда полицейские подошли к месту, они увидели, как злоумышленник, заметив их, вылез из автомобиля и вместе с приятелем, стоявшим неподалеку, стал удаляться. При этом что-то выбросил. Как потом оказалось, выкинул он две отвертки и пневматический пистолет. Полицейские также услышали, как приятель говорил Полеву: «Лучше бы поехали на такси».
Появившиеся вскоре на месте преступления владельцы автомобилей указали на сломанные дверные замки и оборванные провода зажигания. Первую машину преступнику не удалось завести, потому что сработало противоугонное устройство. Вторую — потому что во дворе показались полицейские.
Верховный суд исследовал дело и не нашел в нем нарушений. Все доказательства изучены, все ходатайства рассмотрены, и им дана соответствующая оценка. Следовательно, приговор за покушение на угон вынесен справедливо.
Чем отличается угон от кражи? Формально угоном считается неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (как и указано в названии статьи 166 УК РФ). То есть в случае, если преступник запрыгнул в оставленную заведенной чужую машину, прокатился по двору, врезался в дерево и попытался сбежать, то это именно угон, а не кража.
Угонщики нередко действуют организованными группами. Один вскрывает и заводит машину, другой ее перегоняет, третий перебивает номера и подделывает документы или разбирает авто на запчасти, четвертый продает. В таком случае, поймав перегонщика, трудно установить, что он действовал в группе, целью которой была реализация похищенного. Соответственно, ему можно вменить лишь угон, но не кражу.
В прошлом году снова прозвучала инициатива изменить статью «Угон» и ввести в нее квалифицирующие признаки. Предлагалось добавить способ проникновения и хищения, передачу автомобиля в пользование другим лицам, изменение внешнего вида машины, государственных номеров. Однако эксперту указали, что это еще больше усложнит работу следователей и судов. Ведь у того же перегонщика не будет с собой инструментов, которыми его подручный вскрывал автомобиль. Он сел в заведенную машину и уехал.
Эксперты на рынке систем защиты автомобилей от угонов считают, что применение каких-либо устройств для вскрытия машины, обхода штатной или дополнительной систем безопасности прямо квалифицируют попытку угона как кражу, пишет «Российская газета». Изменение номеров тоже прямо указывает на хищение машины.
В итоге, если не доказать, что перегонщик автомобиля планировал сбыть свою «находку» и нажиться на этом, обвинить его в краже не получится. Зато статья об угоне позволяет привлекать к ответственности тех, кто взял чужую машину просто прокатиться или погреться.
Подробности и комментарии