На рынке ОСАГО парадоксальная ситуация: средняя стоимость полиса упала, а страховые выплаты — выросли. Об этом свидетельствуют данные за первый квартал 2020 года. В течение первых трех месяцев средняя премия ОСАГО (то есть цена полиса) снизилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 1,1%, с 5544 до 5482 рублей, страховая выплата же возросла на 5,4% — с 66,2 до 69,8 тысячи рублей, сообщила пресс-служба Российского союза автостраховщиков (РСА).
По словам президента РСА Игоря Юргенса, количество заключенных по ОСАГО договоров за первый квартал 2020 года выросло по сравнению с первым кварталом 2019-го на 3,5%, с 8,278 до 8,569 млн штук. Суммарная выручка страховых компаний от полисов ОСАГО выросла на 2,3% — с 45,9 до 46,97 млрд рублей.
Снижение средней стоимости полиса в РСА связывают с первым этапом индивидуализации тарифов по ОСАГО. Его провели в 2019 году, тогда расширили базовый коридор тарифов, увеличили возрастные градации водителей, внесли изменения в систему расчета скидок бонус-малус.
Количество заявленных убытков в январе — марте 2020-го снизилось на 11,1% относительно результата годичной давности — с 638,3 до 567,4 тысячи штук, а количество урегулированных стало меньше на 1,5% — с 554,75 до 546,51 тысячи штук. Но это связано с карантином — с конца марта люди стали меньше ездить.
При этом сумма выплат по ОСАГО выросла на 3,9% — с 36,743 до 38,161 млрд рублей. Комментирует Юргенс: «Это, как и заметный рост средней выплаты, связано в первую очередь с ростом курса валют и последовавшим за ним ростом стоимости запчастей. Мы видим, что страховщики, в отличие от других отраслей, в это кризисное время продолжают держать цены на обязательную «автогражданку» на докризисном уровне, несмотря на очевидный рост убыточности».
Глава РСА призвал власти как можно скорее принять второй пакет поправок к Закону об ОСАГО, иначе придется повышать стоимость полиса.
Новые поправки еще больше индивидуализируют стоимость полиса ОСАГО — в них прописано право страховщиков в пределах установленного ЦБ коридора самим определять тариф ОСАГО в зависимости от того, насколько аккуратно водитель управляет автомобилем и соблюдает ПДД. За проезд на красный свет, выезд на встречную полосу и другие грубые нарушения будут начислять коэффициенты, которые увеличат стоимость полиса. В первом чтении законопроект об еще большей индивидуализации был принят 12 марта, но с тех пор дело не продвинулось.
Подробности и комментарии