Авторитетный британский журнал Autocar составил рейтинг самых важных автомобилей в истории в разрезе по странам, имеющим собственный национальный автопром.
Издание дает такую подводку к рейтингу: в мире сейчас насчитывается около 200 государств, но в большей части из них нет автомобильных производств, а в тех, где есть, часто производятся машины «чужих» марок. Для рейтинга принимались в расчет только те страны, в которых есть национальные бренды.
В список вошли автомобили, оказавшие наибольшее влияние на рынок, индустрию и потребителей в каждом конкретном государстве. Перечень составлен по принципу «одна страна — одна модель», хотя Autocar признает, что в основном в каждой было как минимум несколько культовых моделей — вот почему выбор оказался сложным.
Далее — перевод оригинального текста Autocar:
США — Ford Model T
Ford Model T
Тот факт, что в 1999 году Ford Model T назвали всемирным автомобилем века, был неизбежен. И дело здесь не только в том, что его выпускали на первом в истории автопрома конвейере. Значение Model T состоит в том, что эта была машина, которая автомобилизировала Америку. Отправляла в дорогу небогатых американцев, а позже и граждан многих других стран.
К маю 1927 года было построено более 15 млн Ford Model T, что по-прежнему является одним из самых высоких показателей в истории автомобилестроения. Это был первый в мире массовый автомобиль, а значит, самый значительный из всех произведенных.
Германия — Volkswagen Beetle
Volkswagen Beetle
Инициированный Адольфом Гитлером и спасенный от забвения после войны британской армией оригинальный Volkswagen на время стал опорой автоиндустрии в Германии, иконой движения хиппи в США и дешевой, надежной, популярной машиной в большинстве других мест. Beetle, то есть Жук — это народное прозвище, официально автомобиль никогда не носил такого имени.
В 1972 году Жук по объемам производства превзошел американский Ford Model T и стал самым массовым автомобилем в мире. Всего было сделано более 20 млн таких машин. Благодаря Жуку сегодня есть империя Volkswagen, в которую также входят бренды Audi, Bentley, Bugatti, Lamborghini, Porsche и Skoda.
Франция — Citroen 2CV
Citroen 2CV
2CV с самого начала считался дешевым и странно выглядящим, но он был очень популярен среди тех, для кого создавался, — малообеспеченных, кто не мог позволить себе ничего лучше. Позднее 2CV стали покупать и просто ради эксцентричного стиля.
Citroen 2CV разработали до начала Второй мировой. Его прототипы спрятали во время немецкой оккупации, в продажу машина поступила уже после войны, в 1948-м, и продержалась на конвейере до 1990-го. Хотя у машины во Франции появились серьезные конкуренты — например, Renault 4, 2CV остается одной из самых любимых моделей французского производства и одной из самых долго живущих. К слову, Renault считала, что, выпустив 2CV, компания Citroen вторглась на ее территорию производителя доступных и простых авто.
Италия — FIAT 500
FIAT Nuova 500
Модель Nuova 500 заменила в 1957 году довоенную малолитражку Topolino. Крошечная, медленная и настолько упрощенная, насколько только может быть упрощенным автомобиль, «пятисотка» была именно тем, в чем нуждались малообеспеченные итальянцы. За 18 лет производства продали 4 млн FIAT 500 — и это исключая лицензионные копии, выпускавшиеся фирмами Neckar, Steyr-Puch, Zastava и другими.
Италия производила множество суперкаров, но разве хоть один из них вызывает такую же любовь, как Nuova 500? Ее восхитительный стиль — это, конечно, одна из причин, почему модель пользовалась успехом и почему очень эффективным оказался выпуск гораздо более крупного и продвинутого 500 в 2007 году с обликом по мотивам оригинальной модели.
Япония — Toyota Corolla
Toyota Corolla
Toyota любит указывать, что Corolla — это самое популярное в мире автомобильное название, ее общий тираж уже приблизился к 50 миллионам единиц. Правда, можно взять Corolla из каждого десятилетия, начиная с 1960-х годов, и почти не найти никакой связи между любыми двумя из них, кроме значков.
Toyota очень хороша для своего класса. По результатам продаж в 2019-м и в первой половине 2020 года Corolla оказалась самой популярной машиной на планете. Corolla не только автомобиль, это еще и феномен грандиозного успеха по-японски.
Южная Корея — Hyundai Pony
Hyundai Pony
Никто не может всерьез утверждать, что Pony был лучшим южнокорейским автомобилем. Хотя машина оснащалась надежными агрегатами от Mitsubishi и имела модный дизайн от ItalDesign Giugiaro, Пони точно не был мировым лидером в 1975 году, когда появился.
Тем не менее он был первой корейской моделью, поставлявшейся на экспорт: сначала в Южную Америку, затем в Европу и, наконец, в Канаду. Таким образом, Hyundai притянула международное внимание, запустив процесс, который в итоге сделал компанию одним из крупнейших автопроизводителей мира и самым крупным в Южной Корее.
Россия — ВАЗ-2101
VAZ-2101
Нероссиянам эта модель известна под именем Lada 1200, от нее в итоге произошло целое семейство автомобилей, кульминацией которого стала Lada Riva. Все они базировались на лицензионном шасси Fiat 124 образца 1966 года (хотя и модифицированном специально для русского рынка) и выпускались до 2012-го у себя дома и еще несколько лет в Египте.
На Западе Ладу считали интересной и странноватой машиной, когда она появилась в начале 70-х в продаже, но в итоге она стала объектом насмешек, поскольку не смогла удержаться в тренде западной автоиндустрии. Но шутки полностью игнорировали те потребители, которым нужен был дешевый автомобиль и которых не заботило, что думают другие.
Нидерланды — DAF 600
DAF 600
В Голландии автоиндустрия в основном производила машины сторонней разработки и «чужих» марок. Тем не менее у голландцев есть также национальный автобренд — DAF, очень успешный производитель грузовиков, который с 1958 года и до середины 1970-х также выпускал легковые автомобили с экстраординарными особенностями.
DAF 600 и его преемник DAF 66 оснащались инновационным для своего времени бесступенчатым вариатором CVT, о котором до того практически никто не слышал. Другие производители в те времена не использовали массово вариаторные трансмиссии.
Румыния — Dacia Sandero
Renault Sandero Stepway
В 1968 году румынская фирма Dacia начала по лицензии производить Renault 8, никто тогда не предполагал, что румынский бренд станет известен далеко за пределами родной страны. Сейчас Dacia полностью находится во владении Renault, она стала крупным игроком на рынке Европы и практически в одиночку демонстрирует, что дешевые и простые машины в современном мире все еще востребованы.
Несмотря на успех кроссовера Duster, самая популярная модель в линейке Dacia сейчас — хэтчбек Sandero. По данным JATO Dynamics, Sandero — седьмой по продажам автомобиль в Европе по результатам 2019 года: продано 224 000 единиц.
Великобритания — Mini
Mini
Mini достиг феноменальной репутации в 60-е. Он стал важной частью поп-культуры, машиной, на которой ездили многие знаменитости. Он также был грозным спортивным болидом соревнований от местного до международного уровней. Он стал популярным выбором простых потребителей, которым нужен был небольшой, но удивительно вместительный автомобиль для повседневного использования. Наконец, у него была гениальная конструкция.
Ни одна другая британская модель не смогла объединить в себе все эти четыре качества. В момент выхода в 1959 году Mini считался немного сырым, но это не мешало его популярности. Проблемы были изжиты — и машина производилась до 2000 года.
Китай — Qoros 3
Qoros 3
Китайские автопроизводители на Западе заработали репутацию изготовителей небезопасных автомобилей с дизайном, скопированным с чужих моделей. Qoros 3 противопоставила себя этим представлениям очень эффективно. Во-первых, она не была копией какой-либо модели и при этом выглядела хорошо. Но гораздо важнее, что это был первый китайский автомобиль, который заработал пять звезд в рейтинге пассивной безопасности EuroNCAP.
Более того, EuroNCAP заявляла, что Qoros 3 был самым безопасным автомобилем, протестированным в 2013 году.
Чехия — Skoda Favorit
Skoda Favorit
Не самый лучший автомобиль сам по себе, Favorit — важная модель, поскольку он помог Skoda выздороветь после десятилетий послевоенных финансовых трудностей. Эта машина принципиально отличалась от своих предшественников, которые имели задний привод и заднее расположение двигателя. Favorit представлял собой переднеприводный хэтчбек с дизайном от итальянского ателье Bertone.
Volkswagen Group купил пакет акций Skoda в 1991 году, на полпути жизненного цикла Favorit. Felicia, которая пришла ему на смену и была первой Skoda, разработанной при поддержке VW, по сути, представляла собой глубоко модернизированный Favorit с более привлекательным внешним видом и улучшенным оснащением. Но это было только начало чего-то большого; сегодня некоторые Skoda считаются лучшими и более ценными, чем сами автомобили VW, на базе которых они созданы.
Швеция — Saab 92
Saab 92
Saab только учился разрабатывать автомобили, когда создавал свою первую модель, но при этом компания имела богатый опыт в проработке аэродинамики и структурной жесткости. Этот опыт она применила в Saab 92, который был выпущен в декабре 1949 года, задолго до того, как вопросы аэродинамики и жесткости кузова стали важными для всей автомобильной промышленности. Saab считался компанией-новатором с момента своего образования и до самой своей кончины. Но, пожалуй, ни одна модель марки не приобрела такой ценности, как восхитительный 92.
Испания — Seat 600
SEAT 600
Seat 600 на самом деле — это лицензионный Fiat 600, поэтому он является не более испанским, чем, например, тарелка спагетти. Тем не менее это самый важный автомобиль в истории Испании.
Он был достаточно дешевым, чтобы его могли купить большинство испанцев, и достаточно популярным, чтобы обеспечить 10 000 вновь созданных рабочих мест на заводе. Считается, что Seat 600 частично ответственен за экономический бум, «испанское чудо», которое началось в конце 50-х и вывело страну из нищеты и изоляции.
Австралия — Holden Monaro
Holden Monaro
Monaro — купе третьего поколения Holden Commodore вряд ли сами австралийцы рассматривают как самый важный автомобиль страны, но Autocar считает, что он заслуживает такого звания из-за международного распространения, которое намного превзошло другие Holden.
Commodore-купе продавался в Великобритании (как Vauxhall Monaro) и США (как Pontiac GTO). Только в декабре 2004 года в США было продано больше таких автомобилей, чем за весь год в родной для модели Австралии.
Подробности и комментарии