С 1 ноября Россия окончательно перешла на электронные паспорта транспортных средств — все вновь вводимые в обращение автомобили должны иметь именно цифровой, а не бумажный ПТС. Новшество касается и произведенных внутри страны, и импортированных из-за рубежа машин (независимо, новая она или подержанная). Реально переход на ЭПТС начался с 2 ноября, поскольку это первый рабочий день месяца.
Единым оператором системы ЭПТС является АО «Электронный паспорт», с которым таможенные органы обмениваются сведениями об импортированных транспортных средствах в электронном виде на федеральном уровне.
Федеральная таможенная служба (ФТС) отныне не имеет отношения к оформлению документов. За ФТС остались функции по совершению операций, связанных с выпуском транспортного средства в свободное обращение, уплатой утилизационного сбора и передачей сведений в Единую автоматизированную информационную систему таможенных органов.
Импортеры и производители оформляют ЭПТС самостоятельно.
При импорте иномарки частным способом («бэушной» или новой) порядок таможенного оформления теперь безальтернативно выглядит так: сначала надо обратиться в испытательную лабораторию, имеющую право выдавать ЭПТС (их в России 19), получить свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС), электронный паспорт, затем направить запрос в ФТС для уплаты таможенных пошлин, утильсбора и остальных процедур. Лишь после этого машина ставится на учет в ГИБДД.
Комментирует директор АО «Электронный паспорт» Илья Минкин: «ПТС не может быть оформлен без подтверждения безопасности конструкции транспортного средства. Сотрудники Госавтоинспекции в свою очередь могут зарегистрировать только те транспортные средства, ЭПТС которых имеют статус действующих, то есть паспорт уже содержит сведения от таможенных органов и о СБКТС. Кроме того, на сайте elpts.ru уже реализован бесплатный сервис, который позволяет любому заинтересованному лицу определить наличие ЭПТС по VIN-номеру, его статус и наличие ограничений по данному транспортному средству».
Переход на ЭПТС особенно заметен для Дальнего Востока, поскольку сюда активно импортируют подержанные иномарки из Японии. Во Владивостоке действуют девять аккредитованных лабораторий, на выдачу одного паспорта уходит 10–15 минут, на полное оформление документов на машину (включая таможенные процедуры) — один день.
Выданные ранее бумажные ПТС продолжают действовать, обязательного перехода на ЭПТС не предусмотрено. Если закончилось место для очередной записи в документе или он потерян, гражданин может обратиться в ГИБДД за дубликатом. Если же автовладелец намерен перейти на электронный паспорт, он должен обратиться к оператору техосмотра или в лабораторию. Максимальная цена ЭПТС утверждена правительством и составляет 600 рублей.
Одновременно с Россией на ЭПТС перешли другие страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) — Беларусь, Казахстан, Армения и Киргизия.
Напомним, электронный ПТС начали внедрять с 1 июля 2018 года, до 1 ноября 2020-го действовал переходный период, то есть ЭПТС не являлся обязательным.
Основные преимущества электронного паспорта транспортного средства для автовладельцев:
Исключение из оборота документа личного хранения — ПТС на бумажном носителе.
Возможность создания и хранения максимально полной истории транспортного средства, основанной на данных из заслуживающих доверия источников, включая информацию об ограничениях и обременениях, о страховании и страховых случаях.
Наличие более полной и детальной информации о транспортном средстве в электронном паспорте позволяет обезопасить участников рынка от различных злоупотреблений в отношении автомобилей.
Переход на электронный паспорт транспортного средства не меняет привычной логики поведения автовладельцев — у них на руках по-прежнему остаются договор купли-продажи и Свидетельство о регистрации транспортного средства (СТС).
АО «Электронный паспорт» входит в состав госкорпорации «Ростех».
Подробности и комментарии