Верховный суд (ВС) рассмотрит жалобу автоинструктора из Кемерово на новый регламент по проведению экзамена на водительские права в РФ. Он оспаривает пункты 175 и 179 этого документа, согласно которым за дублирующими педалями на переднем пассажирском сиденье должен находиться только инспектор ГИБДД. Прежде это отдельно не оговаривалось, а переднее пассажирское место зачастую занимал инструктор. О деле пишет «Коммерсантъ».
Недовольство связано с тем, что в случае ДТП во время экзамена ремонт машины будет оплачивать владелец учебной машины из собственного кармана.
Вот как описывает правовую коллизию сам истец: «Раньше, когда инструктор находился за педалями, мы заключали обычное ОСАГО, и в случае аварии ущерб покрывался. С апреля с нас ГИБДД требует «открытое» ОСАГО без ограничений, оно существенно дороже. При этом непонятно, кто несет ответственность. У ученика прав еще нет, экзаменатор не имеет статуса, владелец машины либо находится на заднем сиденье, либо его вообще нет в машине».
Примерно 60-80% экзаменов на права принимаются на автомобилях автошкол. Согласно закону «О безопасности дорожного движения», к водителю приравнивается «лицо, управляющее транспортным средством» и «обучающее управлению», статус же экзаменатора (то есть инспектора ГИБДД) не урегулирован, поэтому находиться за дублирующими педалями он не может. Такое право есть только у «обучающего вождению», считает истец, то есть у сотрудника автошколы.
Страховые компании, по словам инструктора, сообщили, что ОСАГО случаи таких ДТП не покрывает, ремонт придется проводить собственнику за свой счет. Истец просит суд отменить норму о проверке полиса и об обязательном нахождении экзаменатора за дублирующими педалями.
В Гражданском кодексе сказано, что ответственность за вред, причиненный автомобилем, несет по умолчанию собственник, если не докажет, что право владения было передано «иному лицу в установленном законом порядке». Для экзамена такого порядка не существует. Автошколы требовали разъяснений у прокуратуры Кемеровской области, где и посоветовали обратиться в ВС.
В Российском союзе автостраховщиков (РСА) прокомментировали «Коммерсанту», что, если заключен договор ОСАГО без ограничений по допуску за руль, потерпевший в ДТП получит возмещение ущерба в любом случае, независимо от того, кто управлял автомобилем. При этом ответственность де-юре лежит на ученике.
Напомним, новый регламент по проведению экзамена на водительские права вступил в силу 1 апреля. Документ отменил площадку в качестве отдельного элемента. Изменен также перечень ошибок и нарушений — они разделены на подгруппы по одному, двум или трем штрафным баллам в зависимости от степени влияния на безопасность движения. Грубые ошибки, при совершении которых экзамен завершится сразу, вынесены в отдельный блок.
Подробности и комментарии