Как и некоторые другие отрасли промышленности, автомобильные компании оценивают свою деятельность количеством выпущенной продукции – автомобилей. О своих успехах все компании незамедлительно сообщают публично. Многие бизнесмены считают, что только крупный концерн с большим количеством моделей и объемами производства способен добиться успеха и крепко стоять на ногах в тяжелые времена. Например, Серджио Маркионне, глава Fiat, который объединил итальянскую компанию с американским Chrysler, считает, что в будущем выживут только те компании, которые будут производить не менее 5 миллионов автомобилей в год. Сам Маркионне предполагает увеличить общий объем продаж альянса Fiat-Chrysler до 5,5-6 млн автомобилей к 2014 году.
Кроме экономической обоснованности роста бизнеса, компании склонны “мериться силами”, словно уличные хулиганы, сравнивая объемы производства. Самый сильный во дворе будет “гонять” слабых. Например, исполнительный директор VW Мартин Винтеркорн хочет, чтобы немецкий гигант стал крупнейшим в мире автопроизводителем к 2018 году.
Расстановка сил в любой отрасли очень важна. Анализ статистики производства и продаж позволяет прогнозировать будущие темпы роста производства, дает компаниям представление и рекомендации в отношении планирования, указывает предстоящий спрос и предложения конкурентов, подсказывает, где они должны искать новых клиентов и на какие рынки должны обратить пристальное внимание.
До кризиса картинка была довольно ясной и только некоторые крупные слияния слегка меняли позиции мировых концернов. Но после кризиса ситуация стала довольно сложной, аналитики уже путаются в показаниях и прогнозы разных специалистов могут серьезно различаться.
Один из бывших аналитиков агенства Merrill Lynch Джон Казеса, который сейчас консультирует правительства, корпорации и инвесторов по вопросам автобизнеса, обобщил данные производства автомобилей за 2005-2009 годы, чтобы узнать, как будет выглядеть автомобильный мир в 2018 году. Казеса обнаружил, что обстановка коренным образом изменится.
Toyota, которая только-только обошла GM и стала сегодняшним лидером мировой автопромышленности, в будущем опустится лишь на третье место. Джон Казеса уверен в Volkswagen, который сместит Toyota. На втором месте обоснуется и вовсе корейский производитель Hyundai/KIA. Обе эти компании быстро расширяются на обоих крупнейших авторынках планеты – в Северной Америке и Китае, а также успешно действуют на развивающихся рынках.
Расчеты Джона Казеса содержат некоторые другие сюрпризы: он полагает, что General Motors упадет со второго места в мире на десятое, а американский Ford опустится с четвертого на восьмое место. Таким образом, американских компаний в числе мировых лидеров не останется. Этот прогноз несколько шокирует, но GM уже многое потерял и у него осталось всего четыре марки. Ford продолжает терять долю на самом важном для себя американском рынке. Еще один сюрприз преподнесет Китай. Китайское правительство в приказном порядке заставит несколько производителей автомобилей объединиться в одну большую компанию, чтобы конкурировать с мировыми концернами.
Топ-10 автомобильных компаний будущего по мнению известного аналитика будет следующим:
Но есть и другой прогноз на состояние дел в автомобильной отрасли будущего. Агенство IHS Global Insight, производящее глобальные экономические и рыночные прогнозы, на основе громадных объемов данных представляет другую картину. Прогноз делается снизу вверх исходя из планов производства каждой компании в отдельности, с поправками на изменения экономической ситуации и прогнозы экономического роста различных регионов, а также принятие некоторых предположений.
Этот основательный подход дает рейтинг ведущих мировых игроков практически без изменений в сравнении с ситуацией сегодняшнего дня:
Проблема всех прогнозов состоит в том, что они не могут предвидеть распада альянсов. Если информация о подготовке слияния компаний становится доступной задолго до совершения сделки, то информация о расторжении сотрудничества не выпускается за пределы руководства компаний вплоть до самого события. Mercedes-Benz, например, стал одной из лидирующих компаний после превращения в концерн DaimlerChrysler в 1999 году, а затем снова вылетел за пределы десятки, когда альянс распался.
Сейчас специалисты внимательно следят за тем, как компания VW пытается занять мировое господство, вынося производство за пределы Германии, и за тем, как планы компании могут разрушиться из-за сопротивления мощных немецких профсоюзов. Большим вопросом также остается громадный и слабо предсказуемый китайский рынок. И самым большим вопросом на сегодня, кроме китайцев, остается то, насколько последний импульс роста корейской Hyundai/KIA будет мощным и продолжительным. Двадцать лет назад корейские компании были на далекой периферии автомобильного бизнеса, а сегодня они выглядят столь мощно, что кажется, будто остановить их невозможно.
Источник: auto.ru