27 марта в Совете Федерации прошло профильное мероприятие, на котором представили анализ проблем применения комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД в субъектах РФ.
Как пишет «Коммерсантъ», большая часть сложностей связана со штрафами за неоплату парковки, стоянку на газоне, на детских площадках и т. д.
Власти субъектов жалуются на сложности с получением у МВД персональных данных граждан по госномеру машины: полиция не всегда делится необходимыми для оформления постановлений сведениями — для этого нужны соглашения по обмену информацией. Часто в процессе межведомственного взаимодействия возникают задержки, из-за которых истекает срок давности привлечения к ответственности.
Для штрафов, выносимых на основании данных с камер, срок давности составляет два месяца, но субъекты РФ предлагают расширить его до года. Также в регионах хотят, чтобы МВД предоставляло им информацию об ИНН, серии и номере паспорта автовладельцев для направления этой информации судебным приставам.
Утверждается, что регионам нужно право «уполномоченных лиц» (в том числе полицейских) отменять уже вынесенные штрафы самостоятельно, например, при ошибках камер. Сейчас это возможно только по жалобе гражданина или при протесте прокурора.
Звучат и предложения вернуть штрафы за превышение средней скорости. Подобную практику ГИБДД отменила в 2021 году после критики Верховного суда. С тех пор субъекты Федерации на различных площадках добиваются возвращения этого вида наказания как эффективного способа снизить аварийность.
Параллельно предлагается ввести право для регионов устанавливать камеры не только после серии произошедших ДТП (как это действует сейчас), а также превентивно — в тех местах, где высокая аварийность только прогнозируется. Для этого нужно менять методику Минтранса России по установке комплексов.
К ряду высказанных региональными представителями идей независимые эксперты относятся скептически. Так, адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько говорит, что предложение пролонгировать сроки давности бессмысленно, поскольку при отлаженном межведомственном взаимодействии получение информации из ГИБДД об автовладельце для последующего вынесения штрафа — дело нескольких минут. Представлять ИНН и паспортные данные по госномеру автомобиля региональным органам — тоже не очень хорошая идея, поскольку опасно расширяется круг людей с доступом к важным конфиденциальным данным, поясняет Редько.
Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов похвалил идею ставить камеры превентивно в тех местах, где прогнозируется высокая аварийность.
Подробности и комментарии