С начала действия государственной программы утилизации автомобилей наибольшее число сертификатов, предоставляющих скидку на покупку новой машины, было выдано в Москве – 21 тысяча 79 штук.
На втором месте по популярности программы автоутилизации – Санкт-Петербург (19 тысяч 423 свидетельства), на третьем – Нижний Новгород (13 тысяч 98 штук). Далее следуют Тольятти (10 тысяч 270 штук), Уфа (9894) и Краснодар (8090). Замыкает список 11 городов-лидеров по количеству выданных сертификатов Новосибирск с результатом 5,8 тыс. сертификатов. При этом города-миллионники Ростов-на-Дону, Челябинск, Екатеринбург и Омск не попали в десятку населенных пунктов, где программа утилизации пользовалась наибольшей популярностью.
А вот на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири программа оказалась заметно менее популярной, чем в Поволжье и Центральной России, сообщает Automarket.su со ссылкой на Auto.lenta.ru. Так, в Иркутске было выдано всего 605 сертификатов. Больший результат – у Благовещенска (896). Заметно меньшее число сертификатов пришлось на Владивосток (397), Читу (127), Хабаровск (53) и Улан-Удэ (3).
Эти цифры неудивительны, пишет газета «РБК Daily», ведь на Дальнем Востоке традиционно продажи новых автомобилей существенно уступают продажам подержанных иномарок. Замгендиректора агентства «Автостат» Сергей Удалов напоминает, что в утилизационной программе участвует ограниченный список марок и моделей, обязательно производимых в России. Соответственно на Дальнем Востоке не так много покупателей по тем или иным причинам готовы покупать именно эти автомобили.
Кроме того, по мнению президента ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Дмитрия Гулина, низкие показатели продаж в некоторых регионах страны объясняются также отсутствием пунктов утилизации. И хотя сдать автомобиль в утиль можно в одном регионе, а получить машину в другом, сделать это довольно тяжело. «Кроме того, в некоторых регионах России больше подержанных иномарок, чем отечественных «жигулей», — рассуждает г-н Гулин.
Самыми востребованными автомобилями по программе утилизации с начала программы остаются «Лады»: дилеры «АвтоВАЗа» выдали 254,4 тысячи сертификатов. Кроме того, в тройку лидеров вошли Renault (21,1 тысяча свидетельств) и Skoda (8,5 тысячи). Машины Горьковского автозавода пожелали приобрести 5,7 тысячи человек, Ульяновского автозавода – 4,9 тысячи, компаний Ford и Chevrolet – 6,9 тысячи и 4,1 тысячи соответственно.
Вместе с тем, как отмечают в агентстве «Автостат», темпы выдачи утилизационных сертификатов постепенно снижаются. Если в первой половине года ежедневно выдавалось 2-3 тысячи сертификатов в сутки, то сейчас средний темп выдачи – около 1,5 тысяч в день.
Дилеры могли бы продавать по данной программе и больше автомобилей, однако две проблемы тормозят процесс: производители (в первую очередь «АвтоВАЗ») так и не могут в полном объеме обеспечить нужный для потребителей модельный ряд, а Минпромторг существенно задерживает возврат денежных средств дилерам (50 тысяч на автомобиль).
По мнению директора агентства «Автостат» Сергея Целикова, при нынешних темпах выдачи, утилизационных сертификатов по второму этапу должно хватить как раз до конца года. При этом отоваривать их машинами дилеры будут минимум до середины весны 2011 года, а возврат денег дилерам затянется вплоть до лета следующего года.