Уже много лет в нашем государстве работает схема крупноузловой сборки автомобилей в промышленных масштабах. Суть предприятия простая — местный завод покупает у иностранного изготовителя автомобили в разобранном виде, привозит эти машинокомплекты по льготным таможенным тарифам и на своих мощностях собирает готовый автомобиль. Это легальный способ не платить таможенные пошлины на ввоз новых автомобилей.
Так в России успешно работает несколько заводов в Калининграде, Набережных Челнах, Владивостоке, Санкт-Петербурге и других городах.
В декабре 2010 года правительство решило, что пора «прикрывать лавочку»: хорошо, что иностранные производители создают новые рабочие места, но плохо, что технологии к нам не приходят и наши производства не подключаются к сборочному циклу. В итоге, был издан указ: автосборщикам продлят льготные условия ввоза компонентов еще на 8 лет, если они в течение следующих шести лет доведут уровень локализации до 60%, а также на девятый год буду выпускать по 300 тысяч машин в год каждый.
Далее, автосборщики должны устанавливать двигатели российского производства (!) как минимум на треть выпускаемых машин, открыть в России производство кузовной штамповки и создать центры исследования и разработок.
28 февраля истек срок подачи заявок на подписание соглашения о новых условиях промышленной сборки автомобилей в России. Соглашение о намерениях выполнить постановление правительства подписали шесть компаний.
«На сегодняшний день подписано шесть соглашений о намерениях», — заявила глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина на заседании президиума правительства России, передает агентство РИА Новости. Речь идет о соглашениях между Volkswagen и Группой ГАЗ, Sollers и Ford, АвтоВАЗом, альянсом Renault-Nissan и ИжАвто, КАМАЗом и концерном Daimler, GM и Magna, а также о соглашении компании Fiat, которая подала самостоятельную заявку.
До 1 июня, автосборщики предоставят в Минэкономразвития план по необходимым инвестициям на модернизацию производства, также укажут, сколько требуется времени для перехода на отечественные комплектующие.
В целом, идея с увеличением локализации производства — верная, она полезна для нашей экономики. Но есть ряд странностей, мимо которых мы не можем пройти.
Во-первых, кто и по какой методе считает, заветные проценты комплектующих? Как они считаются? Болт крепления направляющих кресла приравнивается к двигателю или к его клапану или как-то иначе?
Во-вторых, что такое «двигатели российского производства»? Собранные в кто, произведенные в России, спроектированные в России, или как вообще?
В-третьих, какая структура будет контролировать заветные проценты.
Локализация производства — верный и нужный шаг, осталось только грамотно его сделать, а не спустить на бюрократических тормозах.