Всю зиму в Академии вождения Renault шли занятия по курсу Advanced – программе, ориентированной на водителей с опытом и развивающей навыки эффективного маневрирования. И всю зиму мы боролись с неправильно сформированными водительскими навыками.
Наше занятие начинается с теоретического курса, и каждая теория – это, по сути, разрушение стереотипов, которые были заложены еще в автошколе и развивались в течение всего времени, что человек провел за рулем.
Что делает большинство водителей, когда видит опасность (к примеру, неожиданно возникшее препятствие)? Ответ прогнозируем: жмет на тормоз. Кто-то «в пол», кто-то, вспоминая занятия на курсах вождения, – многократно прерывисто... Как показывает опыт, в девяти ситуациях из десяти это приводит к аварии. Если опасность распознана в последний момент, то торможение уже не поможет!
Мы учим водителей в такой ситуации побороть привычки и заставить себя сделать маневр. Убедить слушателя в необходимости такого алгоритма действий очень сложно. Привычку жать тормоз истребляем уже во время отработки маневра на практическом занятии. Не всегда это удается с первого раза: в сознание никак не укладывается, что зачастую единственно верный шаг – убрать ногу с педали тормоза и перенести ее на газ – только так можно выполнить спасительный маневр.
В рамках продвинутого курса вождения мы отрабатываем и правильный вход в поворот. И снова откровение... Мало кого учили тому, что любой поворот необходимо проезжать по максимально пологой траектории, то есть с минимально возможным углом поворота руля. Заканчивать тормозить надо до начала поворота – большинство водителей жмет на педаль тормоза в течение всего маневра.
Приходится объяснять, что автомобиль на входе в поворот должен быть максимально сбалансированным, то есть его масса должна быть распределена пропорционально между передними и задними колесами (при торможении масса смещается вперед, разгружая задние колеса и ухудшая их сцепление с дорогой). Поэтому тормоза – это не панацея, и для стабилизации автомобиля лучше пользоваться только рулем и газом.
Во время «теории» в это верят неохотно. И только на полигоне, когда маневр сделан так, как учит инструктор, доверие к сказанному возрастает.
Вообще, занятия в Академии – это, по сути, сплошное разрушение сложившегося поведения за рулем.
Начиная с азов – в автошколе всех нас учили, что руки на руле должны быть в положении 10 и 2 (если брать за ориентир циферблат часов). Мы говорим, что такое положение рук давно устарело. Это было применимо к автомобилям без усилителя руля и подушек безопасности, на которых большинство из нас училось в автошколах. На наш взгляд (и на это опираются методики подготовки водителей за рубежом и практика автоспортсменов), только в положении «9-3» руки находятся в равновесии – ровно посередине рулевого колеса, образуя правильный с точки зрения руления рычаг и задействуя те группы мышц, которые участвуют в управлении рулевым колесом.
Возможно, кто-то скажет, что критиковать других всегда проще, чем что-то сделать самому. Для таких скептиков скажу, что в ближайшее время запускаем базовую программу, целью которой является получение водительского удостоверения категории В. Будем изначально закладывать в обучающихся правильные алгоритмы поведения за рулем.
Удачи на дорогах!