Гаишникам могут разрешить брать деньги у водителей России прямо на дороге. В скором времени на рассмотрение Госдумы и правительства будет внесен целый пакет поправок в действующее законодательство, главное в которых: реорганизация системы оплаты штрафов и возврат к старой схеме, при которой сотрудники ГИБДД получат право собирать с водителей деньги прямо на дороге, причем на совершенно законных основаниях, сообщает Autonews.
Сегодня автомобилист вынужден простаивать длительные очереди, чтобы оплатить штраф. Многие автомобилисты рады были бы от такого сценария отказаться. Недовольны положением дел и в Госавтоинспекции - там указывают на достаточно низкий процент собираемости штрафов. В особенности это касается мелких прегрешений: тысячи автомобилистов не считают нужным терять 30-40 минут на то, чтобы оплатить квитанцию, в которой значится сумма менее тысячи рублей.
Однако, по данным Autonews.ru, в скором времени на рассмотрение Госдумы и правительства будет внесен целый пакет поправок в действующее законодательство, главное в которых: реорганизация системы оплаты штрафов и возврат к старой схеме. В случае если эти поправки будут приняты, сотрудники ДПС получат право собирать с водителей деньги прямо на дороге, причем на совершенно законных основаниях. | |
На сей раз было решено прибегнуть не к "западному", а к белорусскому опыту. В соседней республике действует простое правило: в случае фиксации нарушения гаишником или камерой видеонаблюдения, в присутствии водителя составляется протокол, после чего он обязан оплатить штраф на месте наличными. Коррупционная составляющая сведена к нулю: отдав деньги, автомобилист получает квитанцию об оплате. Это плюс такой схемы. Есть и достаточно зловещий минус, впрочем, давно уже привычный для белорусов: если при себе у водителя нет суммы на оплату нарушения, у него изымаются права, вернуть которые можно только после оплаты постановления в банке. В российской Госавтоинспекции решили пойти дальше и сделать так, чтобы от этой головной боли автомобилисты были избавлены. Во-первых, предлагают в ГИБДД, необходима массовая установка небольших терминалов оплаты - не только в городах, но и на АЗС, расположенных вдоль междугородних трасс. Во-вторых, возможен выпуск т.н. водительских карточек, на которые автомобилисты заблаговременно будут переводить энную сумму, которая просто будет списываться в случае фиксации нарушения. В-третьих, повальное оснащение экипажей мобильными терминалами, принимающими банковские карты. Ну и, наконец, вернуть практику взимания штрафов на месте - водитель платит штраф инспектору, а взамен получает квиточек об оплате с указанием номера постановления. Но такое светлое будущее светлым кажется только на первый взгляд. Опрошенные нами эксперты идею ГИБДД почти единогласно подвергли жесточайшей критике. "Я категорически против такой инициативы. Мы только-только сделали шаг навстречу цивилизованным отношениям между государством и гражданином, когда все денежные вопросы, в том числе и в части оплаты штрафов, решаются через банк. А это - шаг назад, фактическое узаконивание коррупции, - утверждает председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. - Полицейский в принципе никогда не должен брать в руки деньги, тем более, существующая схема проста и понятна: выписывается постановление, и дается вполне нормальный срок на уплату штрафа. Мне кажется, намного разумнее было бы развивать систему оплаты квитанций через терминалы, через Интернет. И последнее, что касается предлагаемых поправок: а если водитель не согласен? Устанавливать вину должен суд, это не должен решать сотрудник ДПС на месте гипотетического нарушения". "Безобразие! Лет 10-15 назад от этой практики отказались, правда, отказ особо ничего не дал: инспекторы все равно находят лазейки и возможности собирать с водителей деньги. Но зачем же им облегчать эту задачу?, - вторит Похмелкину президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. - Ведь появится огромный соблазн сдать половину кассы по окончании дежурства. Порядочный полицейский сделает все по закону, а непорядочный (каких немало) положит выручку себе в карман. Сотрудников ДПС надо держать подальше от "живых" денег, максимально далеко, ведь между ними давно сложилась нечеловечески большая дружба. Вторая проблема заключается в том, что это может спровоцировать у водителей нежелание отстаивать свои права. Так у человека есть 10 дней на обжалование, есть время подумать, прав он или нет. А "на месте" времени не будет. К тому же, если нарушитель не очень согласен с тем, что ему вменяемся в вину, у него появится соблазн плюнуть на все и заплатить - зачем куда-то бегать, оббивать пороги, когда можно просто дать денег и забыть". Лидер Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев настроен не столь пессимистично: "Все зависит от того, как это будет реализовано на практике. Мы же все знаем, что у нас хватает нужных и правильных законов, но нужные и правильные они только на бумаге, а на деле превращаются в кошмар для обывателей. С одной стороны, оплата штрафов на месте может существенно облегчить жизнь автомобилистов, с другой стороны, есть риск того, что это превратится в вымогательство. С год назад в Москве у меня был случай, когда инспектор настоятельно рекомендовал оплатить штраф на месте, у него даже было считывающее устройство для банковских карт: мне пришлось объяснить ему, что я, конечно, могу это сделать, но не обязан. Если будет издан такой закон, коррупцию это, к сожалению, не искоренит. Но есть у этого решения и возможные плюсы: многие предпочтут заплатить по закону, а не давать взятки". Напомним, это не единственные полномочия, которыми наделили сотрудников ГИБДД в этом году. Ранее сообщалось, что полиции России разрешили наказывать таксистов-нелегалов. |