Управление ГИБДД Татарстана готовит проект закона, запрещающего водителям использовать радар-детекторы. По мнению гаишников, эти приборы провоцируют рост ДТП. За использование детектора могут ввести штраф до 5 тысяч рублей.
Глава ГИБДД Республики Татарстан Рифкат Минниханов заявил «Газете.Ru», что его ведомством готовится законопроект о запрете на использование радар-детекторов. Радар-детектор — это пассивный приемник, в отличие от антирадара не подавляющий принимаемый сигнал усиленным сигналом той же частоты. Когда такие сигналы попадают в радиус действия радар-детектора, он просто сигнализирует об этом пользователю.
По словам главного гаишника Татарстана, эти устройства — источник дополнительной опасности на дорогах.
Когда радары срабатывают, водители резко тормозят и провоцируют аварии. В этом году, по его словам, на трассах автомобили в результате заноса, спровоцированного резким торможением, уже дважды врезались в камеры фотовидеофиксации. Еще одним аргументом, по словам гаишника, может служить то, что выросло число крупных аварий с участием водителей, которые на своем счету имеют мало нарушений.
На вопрос корреспондента, какому наказанию должны подвергаться нарушители закона после его принятия, Минниханов ответил, что достаточным считает применить конфискацию прибора и штраф в 5000 рублей.
Согласно законодательной процедуре, проект ГИБДД должен будет рассмотреть республиканский госсовет. Заведующий отделом по обеспечению деятельности комитета по законности и правопорядку госсовета Татарстана Фарит Зарипов сказал корреспонденту «Газеты.Ru», что информации о законопроекте, запрещающем радар-детекторы, к нему пока не поступало.
Однако чиновник подчеркнул, что подобный закон должен, скорее, появиться на федеральном уровне.
В течение последнего года Минниханов неоднократно заявлял журналистам, что необходимость в таком законе назрела и запрет на использование радар-детекторов уже действует в большинстве европейских стран. При этом в 2009 году, когда в Татарстане появились первые камеры фотовидеофиксации нарушений, глава республиканской ГИБДД, наоборот, призывал водителей использовать радар-детекторы, так как они помогают сократить количество ДТП.
В ГИБДД России затруднились прокомментировать инициативу коллег из Татарстана. «Я впервые слышу об этой инициативе, поэтому не стану ее комментировать», — заявил «Газете.Ru» замглавы ГИБДД России Владимир Кузин.
Официальной статистики о запрете использования радар-детекторов в других странах нет. По данным открытых источников, их запрещено применять в Канаде, Бельгии, Хорватии, Сербии, Италии, Швейцарии, Латвии, Литве, Голландии, Ирландии, Турции, Египте, ЮАР, Иордании, Саудовской Аравии, ОАЭ, Сингапуре, Малайзии, Австралии и Германии.
Однако подобные приборы разрешены в России, на Украине, в Белоруссии, Молдавии, Казахстане и всех остальных странах, входивших в состав СНГ, а также в США, Великобритании, Испании, Болгарии, Чехии, Венгрии, Румынии, Польше, Норвегии, Японии, Израиле, Индии, Пакистане и Исландии.
Первый зампред комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству Вячеслав Лысаков («Единая Россия») считает инициативу ГИБДД Татарстана не слишком удачной идеей.
«Я против этой инициативы, — заявил он «Газете.Ru». — На мой взгляд, радар-детекторы нужны, и собираюсь озвучить свою позицию при ее обсуждении в Госдуме. Во-первых, эти устройства дисциплинируют водителя, потому что он снижает скорость, когда он слышит сигнал. Это играет хорошую профилактическую роль, так как уменьшается вероятность ДТП. Во-вторых, в ряде стран эти приборы ловят сигнал датчиков, предупреждающих о приближающихся крутых поворотах. В-третьих, инициаторы смешали и обычные радар-детекторы, и те приборы, которые способны не только пассивно реагировать на сигнал, но и сбивать настройки устройства, измеряющего скорость, — Speedgun, которым пользуются полицейские. В отношении этих приборов действительно не может быть двух мнений, это хулиганство. Но они сами по себе очень дорогие и применяются крайне редко».
В Татарстане в последнее время наблюдается рост ДТП с пострадавшими. За семь месяцев текущего года в регионе произошло 2935 аварий (рост на 5,6%), в которых 359 человек погибли (рост на 10,5%) и 3875 получили ранения (рост на 7,9%).