ГАИ Приморского края вновь лихорадит. На сей раз поводом для недуга стало очередное распоряжение Москвы, касающееся порядка регистрации так называемых конструкторов. Данным распоряжением, облеченным в форму письма, Департамент ОБДД МВД признает утратившим силу свое же распоряжение двухгодичной давности, которым этот самый порядок устанавливался. Напомним, в конце 2007 года МВД совместно с автомоторным институтом "НАМИ" разработало документ, получивший название "Перечень допустимых замен основных агрегатов автотранспортных средств". Согласно этому перечню регистрационно-экзаменационные подразделения ГАИ должны были осуществлять замену двигателей и кузовов автомобилей не как бог на душу положит, а в пределах одного модельного ряда. В фабуле перечня так и говорилось, что в его основу заложен принцип "единой платформы".
Единая платформа - это, например, все семейство Corolla, включая Spacio, Fielder, Levin и все прочие модификации, "маркообразные" скопом, и другие аналогичные случаи, когда замена агрегатов допускалась в строго определенных рамках. Своим рождением "Перечень" был обязан стремлению гаишников навести порядок в ситуации с "конструкторами". Год назад звучали комментарии, что этот документ давно ждали, и теперь на пути превращений "Старлетки" в "Лэнд Крузер" поставлен надежный заслон.
Теперь, согласно письму из Москвы, продублированному и.о. начальника краевой госавтоинспекции, местные РЭО ГАИ руководствоваться этим документом не обязаны. То есть воздвигнутый заслон рухнул, и в регистрационных процедурах по замене агрегатов вновь грозит воцариться хаос. Подтверждением тому может служить смятение в рядах самих приморских гаишников, которые воздерживаются пока от комментариев данного нововведения. Хотя нововведением назвать этот шаг, наверное, нельзя. Ведь все это уже проходили - и ссылки на приказ №1240, и справки НАМИ, и сомнительные СКТС, а главное - открытые коррупционные каналы, которые пытались закупорить введением "Перечня".
Приморские автомобилисты сейчас высказывают самые разные версии, что может означать отмена "каталога замен агрегатов". По одной из них, таким образом идет подготовка к ужесточению самой регистрации и сужению коридора замен до "кузов в кузов, двигатель в двигатель". Затем должна последовать отмена введенных на 9 месяцев пошлин в 5000 евро за кузов.
По другой версии, никто 5000 евро отменять не собирается, а возвращение к приказу №1240 обусловлено стремлением московских высокопоставленных милицейских чиновников вернуть утраченный контроль над коррупционными денежными потоками, вращающимися в дальневосточном "конструкторском" бизнесе.
По третьей версии, самой пессимистичной, гайки с "конструкторами" закрутят, пошлины не отменят и не мытьем, так катаньем, заставят дальневосточников ездить на "ВАЗе".
Какая бы из этих трех версий ни подтвердилась, ясно одно - приморский авторынок стараниями федерального центра вступает в полосу затяжной Великой депрессии. Отсюда вопрос: когда и чем она закончится?