По результатам проверки эффективности расходования «АвтоВАЗом» госпомощи в размере 25 млрд руб., выделенных в первой половине 2009 года, Счетная палата сделала вывод, что во всех бедах автозавода виноват его прежний менеджмент. Как пишет газета «Ведомости», проверка проходила в октябре-ноябре минувшего года, при этом рассматривалась работа предприятия в 2008 и 2009 годах. По мнению аналитиков, слишком долго пытаясь добиться выделения госпомощи в размере 25 млрд руб., руководство «АвтоВАЗа» не спешило реализовывать антикризисные меры. С опозданием сокращалось производство машин, что стало причиной затоваривания.
Остатки автомобилей на складах выросли с 17 тыс. на начало 2008 года до 102 тыс. на начало 2009 года, говорится в документе. Да и при выборе базового сценария развития ситуации в 2009 году была допущена ошибка: еще в марте предполагалось, что продажи «АвтоВАЗа» составят 669 тыс. машин (падение на 22% к 2008 году), но уже к концу года стало понятно, что они будут как минимум на 40% ниже.
У компании также резко выросла потребность в оборотных активах – на 19 млрд руб. в 2008 году и на 5,1 млрд руб. в течение первых трех кварталов 2009 года. Ее «АвтоВАЗ» стал восполнять за счет увеличения кредиторской задолженности: она выросла с 24,7 млрд руб. в начале 2008 года до 62,7 млрд 1 октября 2009 года (с учетом 25 млрд руб. госпомощи), отмечается в отчете Счетной палаты. Однако мартовская антикризисная программа оказалась неэффективной. Например, задача частичного снижения запасов была решена не за счет мер по стимулированию продаж, а за счет полной остановки завода в январе и августе. В итоге эти простои обошлись «АвтоВАЗу» в 7,7 млрд руб., отмечают аудиторы.
Кроме того, из-за завышенного прогноза продаж «поехали» все финансовые показатели предприятия. Согласно базовому сценарию, выручка «АвтоВАЗа» в 2009 году должна была составить 136 млрд руб., за счет повышения цен на Lada на 8% или введения переменной маржи для стимулирования дилеров – вырасти до 159 млрд руб. при соответствующем росте расходов со 151 млрд до 154 млрд рублей. В реальности же за январь-сентябрь выручка составила лишь 61 млрд руб., а расходы – 66 млрд руб. Лишь в сентябре совет директоров «АвтоВАЗа» признал, что ряд предложенных в антикризисной программе мер исполнить невозможно, в том числе повысить цены на автомобили. Таким образом, все запланированные мероприятия не были исполнены либо не дали существенного эффекта, а задача восстановления рентабельности была провалена, констатирует Счетная палата.
По мнению аналитиков, главная ошибка менеджмента «АвтоВАЗа» действительно состояла в том, что компания не стала снижать объемы производства, несмотря на начавшееся в IV квартале 2008 году падение продаж. Из-за этого ее склады оказались затоварены, а долг перед банками и поставщиками резко вырос. Второй главной ошибкой менеджмента «АвтоВАЗа» стала плохая работа со сбытом: из-за недостаточной поддержки дилеров начались их банкротства. В частности, после банкротства «Инком-авто» и «Элекс-полюса» предприятие практически потеряло крупнейший для него московский рынок. Если бы не это, продажи могли бы быть на 100 тыс. Lada больше, отмечают аналитики.
AUTO.RU