Правительство не согласилось с поправками в закон об ОСАГО, исключающими из состава страховых выплат компенсации за утрату товарной стоимости (УТС) транспортного средства. Правительство не согласилось с поправками в закон об ОСАГО, исключающими из состава страховых выплат компенсации за утрату товарной стоимости (УТС) транспортного средства. Новация не нравится страховщикам, но может воодушевить автовладельцев — по оценкам страховых компаний, необходимость возмещать УТС в рамках ОСАГО повысит выплаты на 10-15%.
В распоряжении "Ъ" оказался официальный отзыв правительства на проект поправок в ОСАГО, внесенный депутатом Александром Ковалем в период исполнения им депутатских полномочий весной 2008 года. Данный проект предлагал не учитывать в составе выплаты УТС и, напротив, учитывать при возмещении износ комплектующих деталей транспортного средства.
Поправки прошли процедуру первого чтения 12 декабря и рекомендованы банковским комитетом Госдумы к принятию во втором чтении этой весной. Однако, как говорится в официальном отзыве от 7 мая N 1987п-П13, правительство не согласно с исключением УТС из состава выплаты. В документе стоит ссылка на президиум Верховного суда РФ, который при утверждении практики за второй квартал 2005 года указал, что, "поскольку утрата товарной стоимости транспортного средства относится к реальному ущербу, она подлежит к взысканию со страховой организации по договору ОСАГО". Согласно тексту отзыва, УТС "в виде неустранимых зазоров между деталями, возникновения посторонних шумов при эксплуатации транспортного средства и прочего вреда, вызванного фактом аварии, является ущербом" и, соответственно, подлежит в рамках выплаты по ОСАГО.
"Депутаты на президиуме фракции уже высказывали недовольство этим проектом,— заявили "Ъ" в Белом доме,— правительство обратило внимание на критику и пришло к решению, что поправка может вызвать нездоровый общественный резонанс". Это не могло не порадовать представителей автовладельцев: "Нормально с точки зрения бизнеса, что страховщики пытаются проллобировать минимизацию выплат,— заявил "Ъ" лидер движения "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков,— но иногда они это делают так, что это не вызывает восторга в среде автомобилистов". По его словам, в законе об ОСАГО изначально была фраза о возмещении реального ущерба, однако страховщики всеми силами ее пытаются оттуда убрать.
Представители страхового сообщества сдержанно комментируют позицию правительства: "Такое заключение нас не может радовать,— говорит замглавы Российского союза автостраховщиков Андрей Батуркин.— Проект был направлен то, чтобы избежать двойного толкования уже существующего закона". По его словам, страховщики сейчас платят с учетом износа и без учета УТС. "В ряде стран с аналогичным РФ автопарком — таких как Украина, Белоруссия и Казахстан — это напрямую зафиксировано в законодательстве, не вижу оснований того, чтобы и у нас не было так же",— говорит господин Батуркин.
"Страхование не должно быть средством обогащения,— заявил "Ъ" замглавы Страхового дома ВСК Евгений Уфимцев.— Понятно, если машина попала в ДТП, после восстановительного ремонта она не может стоит столько же, сколько и аналогичная, не побывавшая в аварии". По его словам, если правительство настоит на том, чтобы учет УТС в выплате ОСАГО прописали в законе, страховые выплаты по ОСАГО вырастут на 10-15%.
Вчера Федеральная служба страхового надзора (ФССН) подвела итоги деятельности страховщиков за первый квартал 2009 года. Согласно ее данным, сборы по ОСАГО составили 16,7 млрд руб. (97,5% к тому же периоду прошлого года), а выплаты — 11,2 млрд руб. (99,9%). По словам главы службы Александра Коваля, среди причин падения сборов по ОСАГО — экономия автомобилистов и тот факт, что за пять лет действия закона об обязательном страховании многие накопили бонусы в 25% от стоимости полиса. При этом "стимулирующего воздействия на безаварийную езду система бонус-малус не имела", отметил Александр Коваль. Возвращение компенсации УТС в закон об ОСАГО господин Коваль, как автор поправок, выводивших эти выплаты из закона и глава Росстрахнадзора, не комментирует.