Рост таможенных пошлин на подержанные иномарки возымел эффект – их импорт в Россию в январе-апреле 2009 года упал в 24 (!) раза (новых – только в четыре) – до 4,9 тыс. машин против 120,3 тыс. в прошлом году. Как пишет газета «КоммерсантЪ», больше всего было ввезено подержанных машин Toyota, следом за ней идут бренды Nissan, Honda, Mazda, Suzuki и Subaru, то есть именно японские подержанные машины пользуются в России наибольшим спросом. Для сравнения: среди новых иномарок по итогам января-апреля самыми популярными были американские марки Chevrolet и Ford. Nissan заняла за ними третье место, а Toyota – только пятое (после корейской Hyundai).
Столь сильное падение продаж подержанных иномарок объясняется тем, что пошлины на их импорт более жесткие, нежели на ввоз новых, отмечает издание. На подержанные машины, то есть автомобили старше пяти лет, пошлина установлена не в процентах, а в евро: в зависимости от объема двигателя от €2,5 до €5,8. В результате таможенная очистка подержанной иномарки с двигателем 1,6 литра (с учетом уплаты НДС) обходится в €5,5 тысяч. Если импортировать новую иномарку с аналогичным двигателем, то пошлина (30% от стоимости) не превысит €3,8-4 тысяч.
Интересно, что в марте Минпромторг прогнозировал четырехкратное сокращение импорта подержанных иномарок в Россию по итогам 2009 года – до 169 тыс. машин. Теперь становится ясно, что этот прогноз не сбудется, поскольку он рассчитан исходя из объема продаж не менее 14 тыс. подержанных иномарок в месяц.
Аналитики отмечают, что столь серьезное падение импорта подержанных иномарок выгодно не только российским автозаводам (в том числе иностранных автоконцернов), но и дилерам. По прогнозам, в ближайшие два-три года существенной статьей дохода последних станет перепродажа машин, которые сейчас продаются в России как новые.