Антимонопольная служба заинтересовалась, почему в перечень попадающих под субсидирование государством процентных ставок по кредитам легковых автомобилей, составленный мин промторгом, не вошел целый ряд авто, производимых российскими компаниями. И провела проверку, о результатах которой "РБГ" рассказывает начальник управления контроля промышленности ФАС России Алексей Ульянов. Как пишет «Российская газета», ФАС заинтересовал тот факт, почему в перечень попадающих под субсидирование государством процентных ставок по кредитам легковых автомобилей, составленный Минпромторгом, не вошел целый ряд машин, производимых российскими компаниями.
«Речь идет не только о списке по льготному кредитованию, но и перечнях автомобилей на закупку для нужд федеральных и региональных властей, а также перечне автомобилей для льготной перевозки на Дальний Восток, – отметил начальник управления контроля промышленности ФАС России Алексей Ульянов. – В перечнях оказались модели заводов Volkswagen, General Motors и Toyota. Производятся машины известнейшими мировыми концернами у нас в стране методом «отверточной сборки». И включение этих машин в перечни господдержки означало бы, что бюджетные средства на 98% могли пойти на поддержку рабочих тех стран, где автомобили в основном собираются – Германии, Словакии и т.д. ФАС вовремя обратила внимание Минпромторга на эти факты. Отрадно, что Volkswagen Jetta из списка убрали, а на Ford Focus, стоимость которого была изначально выше 350 тыс. руб., цену оперативно снизили».
- В список не попали автомобили, производимые заводами таганрогский ТагАЗ, Группы "ГАЗ", калининградский "Автотор", хотя цена их ниже 350 тысяч рублей. Почему в перечне есть Volkswagen Jetta стоимостью выше оговоренной, но нет, к примеру , автомобиля Volga Siber?
- Речь идет не только о списке по льготному кредитованию, но и перечнях автомобилей на закупку для нужд федеральных и региональных властей, а также перечне автомобилей для льготной перевозки на Дальний Восток. В перечнях оказались модели заводов Volkswagen, General Motors и Toyota. Производятся машины известнейшими мировыми концернами у нас в стране методом "отверточной сборки". И включение этих машин в перечни господдержки означало бы, что бюджетные средства на 98% могли пойти на поддержку рабочих тех стран, где автомобили в основном собираются - Германии, Словакии и т.д. ФАС вовремя обратила внимание минпромторга на эти факты. Отрадно, что Volkswagen Jetta из списка убрали, а на Ford Focus, стоимость которого была изначально выше 350 тысяч рублей, цену оперативно снизили.
Что же касается трех упомянутых вами компаний, производящих ряд моделей, имеющих цену ниже 350 тысяч рублей (Hyundai Accent), вопросы к ним еще остаются. Не исключено, что будет снижена цена и на Chevrolet Lachetti .
Недавно было принято решение об увеличении порога цены кредитуемого государством автомобиля до 600 тысяч рублей.
Это позволит большему числу граждан воспользоваться программой кредитования, усилит конкуренцию между российскими производителями за потребителя. При этом решении в льготный список сможет попасть большее число автомобилей, производимых на территории РФ. В том числе и Volga Siber . А у покупателей появится возможность голосовать рублем за ту или иную модель. ФАС будет предлагать увеличение удельного веса таких рыночных мер (по сравнению с прямой поддержкой автозаводов) в общем объеме средств, выделяемых на развитие автопрома.
- Какому принципу следует минпромторг, включая те или иные автомобили в льготный перечень?
- По мнению минпромторга, включать в список необходимо лишь автомобили, производимые в соответствии с соглашением о промышленной сборке. В рамках 166-го постановления правительства иностранные предприятия, желающие разместить производство на территории России, заключают соглашения, согласно которым они обязуются год от года увеличивать долю российских комплектующих. Те же предприятия, которые не заключили договоры, в том числе ТагАЗ, "Автотор", автоматически выпадают полным модельным рядом из мер господдержки. ФАС видит здесь определенные упущения, связанные с тем, что срок локализации по 166-му постановлению весьма либеральный - 30 месяцев. Это период, за который предприятие должно перейти от "отверточной сборки" к уже реальной локализации - началу сварки кузова, использованию отечественных комплектующих. Таким образом, у таких предприятий, как General Motors, Toyota, Volkswagen, обязательное использование российских комплектующих наступит только через три года - в 2011 году. Значит, включая автомобили этих марок в списки госсподдержки на 2009 год, мы не достигаем абсолютно ничего. Если бы соглашения подразумевали их ускоренный переход на использование российских комплектующих уже в 2009 году, тогда алгоритм действий был бы понятен. При включении той же Skoda Fabia в льготное кредитование или Ford Mondeo, Shevrolet Captiva в списки на льготную перевозку железнодорожным транспортом на Дальний Восток или же все перечисленные марки для закупки для госнужд бюджетные средства на 98% уходят иностранным рабочим. Спустя 30 месяцев владельцы иностранных концернов могут нам сказать, что Россия отсталая страна с некачественной рабочей силой, с плохой компонентной базой. И откажутся проводить локализацию. А рынок-то к тому времени ими будет уже завоеван!
- Есть ли выход из такой патовой ситуации?
- Предложение ФАС заключается в следующем. Поскольку меры поддержки рассчитаны на текущий год, а запущены они лишь в конце апреля, действовать они будут 8 месяцев. Критерием для попадания в список должна стать фактическая локализация производства. Нам ни в коем случае не хочется защищать отдельных производителей. Мы следуем девизу: ФАС защищает конкуренцию, а не конкурентов. Наше ведомство требует установления единых и равных для всех правил игры. При этом мы не собираемся вторгаться в прерогативы минпромторга по определению параметров промышленной политики. Но давайте договоримся, что для получения господдержки, к примеру, заводу необходимо осуществлять сварку и покраску кузова, а не только прикручивать колеса. Ведь сварка кузова и последующая окраска - сложный технологический процесс, который требует определенных усилий, масштабов производства, специальных камер, роботов и т.д. Тогда под господдержку обязательно попадет Chevrolet Lachetti , которая собирается в Калининграде, газовская Volga Siber и несколько моделей из Таганрога. Если же государство решит, что одной сварки и окраски мало и надо обеспечить как минимум 10% отечественных комплектующих, тогда списки надо пополнять только таганрогским Hyundai Accent, а, к сожалению, "Автотор" со своей Chevrolet Lachetti не сможет претендовать на господдержку, да и значительное число иностранных концернов придется поддержки лишить. Если минпромторг заявит, что и 10% локализации недостаточно и надо 20-25%, то кроме отечественных моделей в списках останется лишь Reno Logan. Но и тогда со стороны ФАС возражений не будет. Главное одно - чтобы правила были едиными для всех.
- Вы обратили внимание, что только несколько банков могут оказывать льготную поддержку покупателям?
- Да, всего два. ФАС отправила письмо в правительство по поводу этой ситуации. О том, что необходимо выбирать такие банки на условиях открытого конкурса. А то получается, что некоторые банки, которые могли и хотели бы участвовать в программе, оказались за бортом. Откровенно говоря, не факт, что для того же Сбербанка или ВТБ участие в данной программе прибыльно. Это скорее своего рода нагрузка. Но, возможно, другие банки смогли бы предложить более выгодные условия кредитования граждан.
- Вы могли бы привести примеры стран, которым удалось в сжатые сроки поднять уровень своей автомобильной промышленности?
- Конечно, это Китай. Китайцы говорят всем западным автомобильным концернам, желающим работать на их рынке: создавайте СП, где нашей стране будут принадлежать 50% капитала. Вы сразу должны начать работать в режиме сварки и окраски кузова, через год 40% комплектующих должны быть китайскими. А через пять лет вы должны передать нам свои технологии. И никаких 30 месяцев "отверточной сборки"!
Источник: rg.ru