Рынок автокредитования начиная примерно с апреля 2009 г. немного оживился, в том числе благодаря государственной программе предоставления льготных условий при покупке всех машин, собираемых в России, стоимостью до 350 тыс. руб. Как считают аналитики, еще одна причина оживления в данном направлении состоит в том, что автолюбители уже привыкли к кризису и решили не откладывать покупку. Однако по сравнению с началом 2008 года, когда продажи в кредит достигали 40% от общего количества реализуемых автомобилей, сейчас этот показатель по разным оценкам составляет 10-18%. Производители на фоне стремительного падения продаж соревнуются между собой в стремлении предложить более выгодные условия кредитования, нежели их конкуренты. Что касается прогнозов, то, как считают эксперты, продажи машин в кредит до конца нынешнего года будут продолжать медленно увеличиваться и могут достигнуть 20%. Рынок автокредитования резко сократил свои объемы одновременно с наступлением кризиса. “Еще осенью прошлого года банки серьезно ужесточили требования к заемщикам, и число отказов сразу выросло на 50% (ранее, как известно, на кредит мог рассчитывать практически любой обратившийся), – отмечает финансовый директор ГК “АвтоСпецЦентр” Олег Мосеев. – Многие банки просто отказались от программ автокредитования, другие – подняли процентные ставки, ввели обязательный первоначальный взнос, повысили требования к пакету документов. Сегодня практически нереально получить кредит, не предоставив форму 2-НДФЛ. Существенно снижаются шансы на положительное решение о выдаче автокредита при наличии действующего займа. Есть случаи отказа в кредите тем, кто ранее досрочно погасил свой долг перед банком”. По словам эксперта, существует “черный список” профессий и компаний, выдача кредитов представителям которых нежелательна. Размер кредита по отношению к совокупному доходу снизился: банки подстраховываются и заранее дисконтируют возможные суммы займов. Другая сторона медали – число обращений в банк за кредитом уменьшилось в разы. Люди просто предпочитают отложить крупную покупку, которую сегодня не могут позволить себе сделать за наличные.
“Снижение спроса на кредиты было обусловлено ужесточением кредитных программ банков: повышением процентных ставок, величины первоначального взноса, ужесточением требований к заемщикам, – говорит ведущий аналитик департамента консалтинга РИА “РосБизнесКонсалтинг” Анна Синявская. – Количество банков сократилось в принципе, некоторые из оставшихся банков вообще свернули программы автокредитования. Ставки по автокредитам выросли с 9-14% годовых (в зависимости от размера первоначального взноса и срока кредитования) до 20-30% годовых”. Как отмечает аналитик, в последнее время рынок автокредитования начинает оживляться благодаря нескольким причинам. В частности, уже можно совершить покупку, воспользовавшись государственной программой кредитования на льготных условиях, которая распространяется на машины, собираемые в РФ (стоимостью до 350 тыс. руб.). Кроме того, многие производители берут часть расходов по оплате кредитной ставки на себя, что положительно сказывается на продажах.
Привлекательные программы предлагает Ford, который выдает их на тех же условиях, что и кредиты в рамках программы господдержки автомобилей российского производства: 30%-процентный первый взнос, субсидирование 2/3 ставки рефинансирования Банка России, срок кредита – от 12 до 36 месяцев. Кредиты выдают Русфинанс банк, Газпромбанк, Райффайзенбанк, Уралсиб и Юникредит. Ford будет компенсировать банкам ставку из собственных средств. По словам Анны Синявской, Volkswagen совместно с банками-партнерами также разработал эксклюзивную программу, по которой предоставляется кредит под процентную ставку 9% в долларах и евро и 20,5% в рублях. Первоначальный взнос – от 10%, срок кредита – от 1 до 60 месяцев. “Похожая программа у Пежо Финанс, – считает аналитик. – Компания OOO ITC Auto RUS, официальный импортер продукции компании Suzuki Motor Corporation на территории России, запустила разработанную совместно с банком ВТБ 24 специальную программу кредитования Suzuki Finance (действует по 30 июня 2009 года). В рамках этой программы предоставляется субсидированная процентная ставка от 0%. По ней кредит дается в рублях на срок от 1 до 5 лет, а минимальный размер первоначального взноса составляет 20%”.
Привлекательные кредитные программы при покупке новых автомобилей являются чуть ли не спасательным кругом для некоторых производителей. Помимо интересных кредитных программ компании ищут и другие пути снижения кризисных издержек. В частности, набирает обороты услуга по предоставлению кредитов на покупку подержанных машин. “Расширение границ льготного государственного кредитования машин с 350 до 600 тыс. руб. теоретически позитивно отразится на продажах, – считает Олег Мосеев. – Доступ к льготным кредитам получат потребители, которые пострадали от кризиса в большей степени. К сожалению, удачный опыт Германии, которая ввела “премию за утилизацию”, в нашей стране неосуществим – в России отсутствует механизм утилизации старых авто. Немецкая программа хороша своей конкретикой и четким посылом: приобретаешь новый автомобиль – получаешь 2500 евро за утилизацию старого. Аналогичные схемы работают во многих странах Европы”.
Источник: autonews.ru