В минувший вторник в Совете Федерации РФ состоялся круглый стол «Применение системы ГЛОНАСС в экономике Российской Федерации», проведенный комитетом по экономической политике, предпринимательству и собственности Несколько часов плотных докладов и их обсуждений, несколько сотен человек, присутствие и участие крупных чиновников и менеджеров – вот чем в первую очередь запомнилась эта встреча.
Навигационные спутниковые системы предназначены для определения точного местоположения, скорости движения, точного времени. Однако у них появляются и новые возможности использования – например, определение деформации строительных конструкций (в частности, мостов) в процессе эксплуатации. Системы двойного назначения имеют стратегическое назначение – для военных целей используются сигналы высокой точности, есть возможность внесения искажений в сигнал администраторами системы.
GPS самая первая по времени ввода в эксплуатацию система, ГЛОНАСС – вторая, на подходе европейская «Галилео» и китайская система «Компас». По словам замруководителя Роскосмоса Анатолия Шилов, выступавшего на мероприятии, решение сложных навигационных задач возможно лишь при использовании трех независимых навигационных систем. Так что, возможно, системы GPS и ГЛОНАСС в некоторых ситуациях являются не конкурирующими, а взаимодополняющими друг друга. То есть речь идет не о вытеснении GPS, а об их комбинации. Шилов также отметил, что сейчас идет активный тест-драйв системы в регионах, на что выделяются серьезные бюджетные средства.
Бесплатность GPS и сформированный потребительский опыт – основное препятствие для распространения ГЛОНАСС. Вероятно, следует развивать коммерциализацию не самой функции навигации, а множества сервисов, основанных на этой базовой технологии, отметили участники круглого стола.
С точки зрения потребителя и разработчиков оконечных устройств не имеет значения, сигнал какой навигационной системы лежит в основе комплекса. Разрабатываются системы, предназначенные для работы в двух стандартах GPS/ГЛОНАСС. Так, например, Mio Technology уже представила навигатор, имеющий два модуля для более успешного продвижения на российский рынок.
Конкурентная ситуация GPS и ГЛОНАСС в настоящее время, явно, не в пользу ГЛОНАСС, в пассиве которого неполное покрытие территории России (недостаточно спутников на орбите), существенно более высокое энергопотребление, вес и стоимость устройства. Разработчики девайсов жалуются на то, что для производства аппаратов для потребителей в России нет элементарных компонентов – качественной пластмассы, источников питания, сенсорных экранов, которые приходится ввозить для производства ГЛОНАСС-навигаторов. Однако докладчики выразили уверенность, что трудности ГЛОНАСС – лишь детские болезни роста.
«Технология разработана в 1973-75 годах, спутниковая система существует с 1992 года и лишь в 2005-2008 годах разрешено ее гражданское использование, – заявил генеральный конструктор ГЛОНАСС Юрий Урличич. – Навигация в Европе – второй по величине рынок после телевидения (в России прогноз к 2013 году – $937 млн, сегодня только $9 миллионов). Факторы успешного развития – точность карт, цена, простота использования. ГЛОНАСС пока проигрывает из-за того, что предпринимательство и коммерческая активность в этой сфере практически отсутствует».
Снижение цены ГЛОНАСС до конкурентной с GPS величины возможно только при условии производства сотен тысяч приемников и навигаторов, что, по мнению участников круглого стола, невозможно без участия государства. Рассматривалось несколько вариантов такого участия: затруднение воза и эксплуатации GPS (увеличить пошлины предложил глава экспертного совета по автопрому при комитете Госдумы по промышленности Александр Хинштейн), оснащение транспортных средств в обязательном порядке системами ГЛОНАСС (кстати, здесь речь идет не только об автотранспорте – РЖД, авиа, морские суда тоже являются рынком, активно осваиваемым российской навигационной системой), облегчение ввоза комплектующих для производства ГЛОНАСС-навигаторов и даже помощь в организации экспорта ГЛОНАСС в страны СНГ и зарубежья.
Специалисты Института физики высоких энергий, в свою очередь, предложили с помощью существующих технологических решений нормализовать ситуацию на дорогах страны за счет всеобъемлющего и круглосуточного контроля скоростного режима (и не только) . Во всех примерах экономической эффективности ГЛОНАСС (кстати, использование GPS дает тот же эффект) выступающими назывались сотни процентов и повышение эффективности в «разы», что говорит о том, что серьезных исследований и расчетов пока никем не сделано.
В настоящее время идет доукомплектование орбитальной группировки, причем на подходе спутники нового поколения, гораздо более легкие и эффективные. Серьезной проблемой является нехватка цифровых карт, работа над ними ведется рядом российских компаний (в полный рост стоит проблема совместимости картографического материала).
В свою очередь, главный конструктор «АвтоВАЗа» Евгений Шмелев отметил, что Волжский автозавод предполагает двухэтапное внедрение технологии навигации. На первом этапе опционально оснащать дешевым унифицированным решением автомобили Kalina и Priora, прощупывая реакцию рынка (2010 год). К 2012 году планируется оснастить Lada 2116 девайсом с расширенным функционалом – например, с сообщением об аварии (при срабатывании подушек безопасности автоматически посылается тревожный сигнал с точными координатами аварии в службу 112). Он также отметил необходимость длительных и серьезных испытаний устройства перед тем, как его устанавливать на производимый автомобиль.
На мероприятии также шла речь о разработке «Мультимедийной интеллектуальной платформы» – многопроцессорного девайса для реализации ряда функций современного автомобиля, в том числе и навигации на основе ГЛОНАСС/GPS. Эта платформа разработана (но не прошла полного цикла испытаний) для установки в автомобили Lada (перед зданием стояла Лада Priora с встроенным устройством) и новой модели завода «ТагАЗ» – C-100. Заявляемая функциональность: навигация ГЛОНАСС, охрана (сигнализация), мониторинг и удаленный контроль систем автомобиля, получение и воспроизведение музыкального и текстового контента, обеспечение связи, TMC (Travel Message Control), функции мобильного офиса. Цена платформы в зависимости от функциональности и тиража – $50-250.
Фото: Михаил Самохин
Автомобиль Tagaz С-100, действительно стоял при входе в здание – в его приборную панель был встроен девайс производства реутовской компании «Уралавтокомплект». Более того, возле машины присутствовал сам генеральный директор «ТагАЗа» Геннадий Ряднов, однако на все расспросы о том, откуда родом машина, отвечал только, что все разработано корейцами, платформа и двигатель нигде прежде не использовались. В общем, тайна, покрытая мраком…
Источник: auto.ru