Сотрудники ГИБДД слишком часто стараются привлечь автомобилистов к ответственности даже за незначительные нарушения. В Кодекс об административных правонарушениях РФ (КоАП), в котором прописывается ответственность за несоблюдение правил дорожного движения, уже практически гарантированно будут внесены ужесточающие поправки. В частности, за неоднократный выезд на полосу встречного движения депутаты Госдумы предлагают лишать прав пожизненно.
Но и сейчас за "встречку" КoАП предусматривает довольно безжалостную расправу - лишение водительского удостоверения на срок до полугода. Правда, только в отдельных случаях.
Ответственность за езду "лоб в лоб" прописана в 3 и 4 частях статьи 12.15 КоАП. За следование по трамвайным путям встречного направления и за выезд на сторону встречного движения, соединенный с разворотом, поворотом налево или объездом препятствия, согласно части 3, Вас оштрафуют на 1000-1500 рублей. Лишение прав на 4-6 месяцев предусматривается в 4 части за случаи выезда на "встречку", не предусмотренные в части 3. Стоит оговориться, что эти наказания действуют, если вы действительно нарушаете ПДД.
Начнем с классического случая. Вы стоите на светофоре, чтобы повернуть налево. Загорается ваша зеленая стрелка, но перед вами стоит автомобиль, который по каким-то причинам с места не двигается. Легким движением руля вы огибаете этого недотепу слева, немного переезжая левыми колесами сплошную, и, дождавшись ее окончания, быстренько осуществляете основной маневр. Такой вот "малозначимый" выезд на "встречку" тянет минимум на четыре месяца без прав. Если вы склонны надеяться на авось, то учтите, что в особо урожайных на такие нарушения местах сотрудники ГИБДД несут вахту день и ночь.
Еще один пример. Допустим, вы находитесь в похожей ситуации, но стоите на поворот налево первым. Потом, дождавшись своего зеленого, поворачиваете, однако недорассчитываете траекторию и чуть-чуть пересекаете левыми колесами сплошную, разделяющую потоки. Казалось бы, кому какое дело, ведь никого же не задели. Но за это тоже будет светить четыре-шесть месяцев лишения права управления автомобилем.
Хочется напомнить, что выезд на встречную полосу в отдельных случаях все-таки допустим. Если полосы разделяет прерывистая линия, есть достаточный обзор, отсутствуют знаки, запрещающие обгон, вы не подъезжаете к железнодорожному переезду, а двигающихся навстречу машин нет или они очень далеко, обгон с выездом на встречную полосу будет законным и безопасным маневром. В противном случае готовьтесь к многомесячной спортивной ходьбе.
Так или иначе, надо заранее представлять, что вам грозит за ту или иную "встречку". Представьте двухполосную дорогу, сплошную линию. Впереди вашей машины неожиданно останавливается автомобиль и включает аварийку. Вы "на цыпочках" начинаете его обходить и буквально краем колеса выезжаете на встречную полосу. Тут же появляется сотрудник ГАИ, квалифицирующий ваши действия по той самой заветной статье 12.15, четвертой ее части.
Главное в этой ситуации - не волноваться и не спешить расстаться с энной суммой денег. Потому что официальное мнение ГИБДД в этом случае таково, что если вы имели возможность объехать препятствие справа, но объехали по "встречке" - будете наказаны рублем, точнее 1000 или 1500 рублями. Но если у вас не было возможности объехать, то вы вообще не совершили никакого правонарушения. Не забывайте, что речь идет именно об автомашине с включенной аварийкой или неком "стационарном" препятствии, просто зануду или задумавшуюся на дороге блондинку, пересекая сплошную, обгонять нельзя. Тонкость ситуации в том, что злобный дядя в форме все равно может составить протокол и не указать в нем на то, что вы объезжали препятствие. Поэтому для дальнейшего разбирательства в суде сфотографируйте тот автомобиль с аварийкой, который не мог двигаться, познакомьтесь с его владельцем.
И если уж речь пошла про суды, то знайте, что неправильно оформленный протокол об административном правонарушении поможет вернуть вам права. "Сотрудник ГИБДД обязан разъяснить вам статью 51 Конституции РФ: никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников. Кроме того, вам должна быть вручена копия протокола о правонарушении", - рассказывают в одном из мировых судов г. Москвы.
Кстати, адвокаты, занимающиеся помощью водителям при отборе прав, советуют не спешить указывать инспектору на недостатки в оформлении протокола. Ведь неправильно оформленный протокол судья обязан вернуть в ГИБДД, а там и срок привлечения к административной ответственности может истечь.
Любителям поездить на дачу можно посоветовать обращать внимание на то, указан ли в протоколе конкретный метр километра, где произошло правонарушение. Потому что сотрудники ГИБДД, работающие за МКАДом, как правило, не утруждают себя такой мелочью, но вот для судьи это весомый аргумент такой протокол вернуть. То есть 1-й километр Шереметьевского шоссе в качестве места правонарушения не прокатит, должен быть указан метр.
Есть и еще одно правило. На перекрестках лучше не обгонять, даже если разделительной полосы вы не пересекаете. Обгон уместен только в одном случае, когда вы двигаетесь по главной дороге и совершаете маневр на перекрестке без светофоров и ограничивающих обгон знаков.
Секрет в том, что КоАП предусматривает ответственность за выезд на "встречку", если это запрещено Правилами дорожного движения (пункты 9.2, 9.3, 9.6, 11.5 и 15.3). Соответственно, обгон на перекрестке при движении по главной дороге при соблюдении определенных условий ПДД просто-напросто не нарушает.
И напоследок еще одна классическая ситуация. Вам надо срочно развернуться, но слева двойная сплошная. Есть стереотип, что за такое лишают прав без разговоров. Ничего подобного. Это всего лишь 1000-1500 рублей штрафа, поскольку фактически вы совершили бы выезд на "встречку", соединенный с разворотом, а это часть 3 статьи 12.15.
Иными словами, несмотря на всю схожесть описанных ситуаций, существует "тяжелая встречка", которая однозначно будет светить лишением прав, и "легкая", не грозящая ничем, кроме штрафа. И какими бы ужесточениями ни грозили депутаты, нужно осознанно не переплачивать за незначительные нарушения.
Источник Autonews