«АвтоВАЗ» и «КАМАЗ» объединятся. «Ростехнологии» решили слить в один автохолдинг свои автомобильные активы. По данным СМИ, возглавить новую структуру придется главе «КАМАЗа» Сергею Когогину Российский автопром ждут большие перемены. Госкорпорация «Ростехнологии», которой руководит Сергей Чемезов, решил вернуть к жизни старую идею объединения двух отечественных автогигантов – «АвтоВАЗа» и «КАМАЗа».
Как и обещал С.Чемезов в мае этого года, госкорпорация начала консолидировать свои активы по видам деятельности. И первым стал автопром. Как говорится в годовом отчете «Ростехнологий», она учредила компанию «Автоинвест-холдинг», которая должна стать «основой для реализации масштабных инвестиционных проектов для привлечения стратегических инвесторов из числа ведущих производителей автомобилей и автокомпонентов».
Согласно информации базы данных «СПАРК», ООО «Автоинвест-холдинг» с уставным капиталом 847 тыс. рублей было зарегистрировано в Москве в декабре 2008 года.
Исходя из того, что «Ростехнологиям» принадлежит 25% акций «АвтоВАЗа», 37,8% акций КамАЗа и 30% акций «Автодизеля» (группа «ГАЗ» Олега Дерипаски), именно на базе этих активов и будет создан новый автомобильный холдинг.
Как пишет «Коммерсант», возглавит новый холдинг гендиректор «КАМАЗа» Сергей Когогин, который от лица «Ростехнологий» будет руководить «АвтоВАЗом» и «КАМАЗом» - площадками, которые уже операционно подконтрольны госкорпорации. Издание утверждает, что президент «АвтоВАЗа» Борис Алешин покинет свой пост.
В то же время «Время новостей» со ссылкой на свои источники пишут о том, что президент «АвтоВАЗа» Борис Алешин останется на заводе, но новой структурой руководить не будет. Что касается Сергея Когогина, то, тот, по информации газеты, получил предложение возглавить автомобильный холдинг ему было сделано, но он отказался.
Впрочем, по информации «Коммерсанта», «мнение Сергея Анатольевича (Когогина) уже не было определяющим, и ему в каком-то смысле было поручено возглавить сразу два предприятия».
Эксперты обсуждают причины такого объединения и его возможные плюсы и минусы. С одной стороны, увеличенный баланс нового общества позволит автозаводам привлекать более дешевые займы, а сами заводы могли бы сэкономить за счет объединения систем закупок. Хотя, как это ни странно, пока никто не подсчитывал экономического эффекта от объединения и не разрабатывал общей стратегии.
Аналитик «Метрополя» Михаил Пак на страницах «Ведомостей» сомневается в смысле создания такого холдинга. По его мнению, «Ростехнологиям» и менеджменту «АвтоВАЗа» нужно более оперативно принимать решения, а создание еще одной управленческой структуры скорее затормозит процессы управления. Никакой синергии же такое объединение не несет, уверен он: это совершенно разные предприятия. К тому же неясно, как именно будет участвовать в управлении новая компания и какое место в процессе принятия решений достанется другим акционерам - в первую очередь Renault и Daimler (акционеры двух российских автогигантов).
Источники же, знакомые с ситуацией, вообще говорят о том, что главная причина воскрешения идеи объединения «АвтоВАЗа» и «КАМАЗа» в том, что отдав управление АвтоВАЗом и КамАЗом Сергею Когогину, госкорпорация завершит процесс вывода с АвтоВАЗа команды Бориса Алешина, «который всегда был самостоятелен и мнения которого иногда шли вразрез с мнением акционеров».
Кстати, по иронии судьбы именно Борису Алешину принадлежит сама идея этого объединения. Ее он предлагал еще осенью 2005 года, когда «Рособоронэкспорт» (на его базе сформированы «Ростехнологии») только приступал к управлению «АвтоВАЗом» и «КАМАЗом». Будучи главой Роспрома, господин Алешин убеждал Владимира Путина в необходимости объединения «АвтоВАЗа», «КАМАЗа» и «ГАЗа» и выделения единому автопроизводителю беспрецедентного объема госсредств - $5 млрд. Но тогда Б.Алешину ничего добиться не удалось.
Как отреагируют на идею объединения иностранные партнеры двух российских автогигантов, пока не ясно. Напомним, «Ростехнологии» привлекли французский концерн Renault в качестве стратегического инвестора «АвтоВАЗа» (блокпакет). При содействии корпорации также 10% акций «КАМАЗа» были проданы германскому концерну Daimler.
IFX.RU