Россия может снизить таможенные пошлины на целый ряд товаров, чтобы вступить во Всемирную торговую организацию. Эта тема обсуждалась на заседании президиума правительства в понедельник. По мнению экспертов, снижение пошлин может значительно ускорить вступление России в ВТО. Отметим, что большинство участников организации давно настаивают на низких ввозных пошлинах в России, учитывая колоссальную емкость российского потребительского рынка для зарубежных экспортеров. Как сообщает Российская газета, эксперты ВТО считают, что принятые в "пожарном" порядке антикризисные меры по защите внутреннего рынка дали положительный эффект, но по мере выхода из кризиса их надо пересматривать. Поскольку искусственное ограждение от импорта расхолаживает российских производителей в плане конкурентоспособности и ведет, как правило, к росту цен. "Возможное решение снизить ввозные таможенные пошлины - пока больше имиджевое, - считает эксперт по вопросам внешнеэкономической политики Сергей ХЕСТЯНОВ. - Это похоже на жест доброй воли по ускорению вступления России в ВТО". Да и сам факт такого предложения подтверждает, что единовременное вступление в ВТО, как планировалось ранее, всех трех стран-членов Таможенного союза - России, Белоруссии и Казахстана - вряд ли будет.
В связи с тем что с 1 января начнет действовать Таможенный союз этих стран, они сначала решили попытаться вступить в ВТО в рамках коллективных переговоров. Но разная степень продвижения этих переговоров, да и условий, предъявляемых от ВТО, затруднила "коллективное членство". Скажем, к завершающему этапу в переговорном процессе вплотную приблизилась Россия. Ускоряются переговоры с Казахстаном. Хотя, к примеру, по вопросам сельского хозяйства переговоры с ним, в отличие от России, пока находятся в начальной стадии. А вот с Белоруссией консультации по линии ВТО лишь начались.
Напомним, Россия пытается вступить в ВТО уже около 16 лет. В конце 2008 - начале 2009 года правительство, чтобы защитить от кризисных явлений российского производителя, ввело зградительные пошлины на целый ряд товаров, а также использовала методы нетарифного регулирования. Массовые протесты населения на Дальнем Востоке вызвало введение повышенных пошлин на поддержанные автомобили иностранного производства. Напомним, в результате импорт автомобилей из Японии упал в 8,5 раз.