Кража регистрационных знаков в России стала бессмысленной
4 октября был опубликован приказ Министерства внутренних дел России, который максимально упростил изготовление дубликатов украденных автомобильных номеров. Значительные изменения претерпела и процедура регистрации транспортных средств. «Лента.ру» разбиралась в том, как новая процедура скажется на ситуации с похищением регистрационных знаков, уходе от штрафов на «транзитах» и «налоговой миграции» российских водителей.
В сентябре министр внутренних дел Владимир Колокольцев подписал приказ, который изменил правила регистрации транспортных средств и ввел новый регламент оказания этой госуслуги. Самое неожиданное заключалось в том, что в документе было сказано: с 15 октября все российские автомобилисты могут получить дубликат потерянного либо украденного государственного регистрационного знака.
Как таковое понятие дубликатов присутствовало в регламенте по оказанию ГИБДД услуг регистрации и раньше, но речь шла только о замене номеров, которые по тем или иным причинам пришли в негодность. Водитель должен был обменять оба старых знака на идентичные новые. Если же владелец потерял знаки или их у него украли, то выход был один — писать заявление в полицию, ждать рассмотрения дела о хищении, а потом идти за новыми, но уже другими знаками.
Именно этим пробелом в законодательстве пользовались похитители автомобильных номеров, активность которых значительно возросла в последние годы с увеличением количества автомобилей на российских дорогах. Сняв номера, они оставляли записку с предложением вернуть их владельцу в обмен на выкуп. Многие водители, сравнив необходимость расстаться с относительно разумной суммой и перспективу походов в полицию и ГИБДД, выбирали первое. В особенности это касалось обладателей так называемых «красивых» номеров, которым ради того, чтобы раздобыть себе похожий номер через ГИБДД, пришлось бы снова «договариваться» о знаках с удачной комбинацией букв и цифр.
Волна краж номеров, в свою очередь, спровоцировала расцвет рынка различных систем защиты: болтов-секреток и бронированных рамок, которые значительно осложняли задачу похитителей. «Лента.ру» ранее уже рассматривала во всех подробностях эффективность таких способов обороны от воров.
После того как в середине октября новый приказ МВД вступит в силу, деятельность похитителей номеров практически обессмыслится — любой номер теперь можно будет скопировать в ближайшей фирме, предоставляющей такие услуги. Сделать это можно будет на основе свидетельства о регистрации автомобиля, поскольку, в соответствии с приказом Колокольцева, ГИБДД в принципе устранилась из схемы «возвращения» номеров.
Однако о полной победе над нелегальным бизнесом на ворованных номерах пока говорить рано. Прежде всего, новые правила открывают дорогу для использования краденных знаков на других автомобилях — раньше после заявления в полицию они объявлялись в розыск. Лишившемуся номеров автовладельцу в этом случае могут прийти автоматически сформированные штрафы, заработанные кем-то другим, и ему придется специально доказывать, что на фотографии дорожной камеры запечатлена не его машина, в то время как сам он находился далеко от места совершения правонарушения.
Вдобавок к этому существуют ситуации, когда водителям просто неудобно тратить время на изготовление новых номеров. «Похитители переориентируются на транзитные машины», — уверен первый зампредседателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков. Главными жертвами краж номерных знаков, заявил он «Ленте.ру», станут водители-дальнобойщики (с плотным графиком работы) и приезжие из зарубежных стран (которые знаки изготовить не смогут в принципе).
Для окончательной победы над этим видом криминального бизнеса, по словам Лысакова, необходимо введение уголовной ответственности за хищения регистрационных знаков (пока что они, в силу незначительности материального ущерба, не подпадают под статью о краже). Парламентарий уже подготовил соответствующую законодательную инициативу, и в настоящий момент она находится на согласовании в правительстве (официально на рассмотрение Госдумы документ еще не внесен).
Постоянная времянка
Другим важным преобразованием в регистрационных схемах стала если не отмена, то значительное ограничение использования транзитных знаков. Эти (преимущественно бумажные) номера с желтым квадратом кода региона в настоящее время выдаются после снятия автомобилей с учета для проезда к месту регистрации сроком на 20 дней. В этот период автомобиль официально считается неоформленным, а значит на него не начисляется транспортный налог.
Но нежелание платить налог с лошадиных сил было не единственной причиной, из-за которой водители не спешили — порой значительно превышая 20-дневный срок — менять транзитные номера на постоянные. «Желтые» знаки позволяли избежать штрафов за нарушения, зафиксированные автоматическими камерами (за превышение скорости или выезд на полосу для общественного транспорта). Камеры распознавали номер, но по факту машина считалась «не привязанной» ни к какому конкретному владельцу, в связи с чем штрафные постановления не оформлялись.
С 15 октября транзитные номера, согласно тексту приказа Колокольцева, будут выдаваться только в двух случаях: для утилизации автомобиля или для вывоза машины за границу, с тем чтобы оставить ее там навсегда. Причем МВД в своем сообщении подчеркивает: «транзиты» предназначены в основном для вывоза транспортных средств за пределы России.
Теоретически, у желающих не платить налог и штрафы есть возможность получить транзитные номера, оформив свою машину как предназначенную к списанию. Однако, по новым правилам, заявление о намерении утилизировать автомобиль будет приравнено к фактической утилизации — такую машину на учет больше никогда не поставят. Автомобиль невозможно будет продать, а после второй «встречи» с инспектором ДПС водителя с «просроченным» транзитным номером лишат прав.
По всей стране
Говорить о том, что рано или поздно автомобили можно будет регистрировать без привязки к месту жительства владельца, ГИБДД начала еще весной 2012 года (через год после принятия последних поправок к закону о регистрации в январе 2011 года). Официально эта возможность была закреплена только теперь, в новом приказе министра Колокольцева.
Упрощенную схему регистрации ввели с небольшой оговоркой насчет фактической доступности услуги: до конца 2013 года в каждом субъекте РФ должно появиться не менее одного подразделения с таким функционалом, а с 1 января 2014 года в каждом регионе их будет «не менее половины».
Отмена «крепостного права» для автовладельцев, между тем, не позволит им сэкономить на транспортном налоге, «переселив» свою машину в регион с пониженной ставкой. Дело в том, что еще летом 2013 года были приняты поправки в Налоговый кодекс, согласно которым ставка рассчитывается не по месту регистрации автомобиля, а по месту жительства (прописки) его владельца.
***
Несмотря на очевидную пользу поправок, принятых в отношении правил регистрации, об окончательном упрощении процедуры можно будет говорить только после 15 октября, когда приказ МВД вступит в силу. В регламенте сказано, что время оформления автомобиля будет сокращено с трех часов до одного, а максимальное время ожидания в очереди на подачу заявления составит не более 15 минут.
Пожалуй, самой ожидаемой переменой, о которой в приказе так и не было сказано ни слова, стала бы возможность покупать «красивые» номера. Совсем недавно, после того как ГИБДД заподозрили в избирательной выдаче знаков серии «777», возобновились разговоры о коррупции в ведомстве. На это в правительстве ответили, что в настоящее время разрабатывается постановление о введении открытых аукционов по выдаче госномеров. Впрочем, ни о деталях этого постановления, ни о сроках его принятия с тех пор ничего больше не сообщалось.