В I квартале 2024 года на учет в ГИБДД встали 5889 электромобилей, таким образом, доля «зеленого» транспорта составила 1,78% рынка, а вот в II квартале во многом благодаря запрету ввоза китайских электромобилей и гибридов по схемам «параллельного импорта» с 1 февраля она сократилась до 1,1%. Это не только хуже, чем в I квартале 2024-го, но и чем в IV квартале прошлого года (1,56%). Всего с апреля по июнь на учет встали 4404 новых электромобиля. Давайте посмотрим, изменилась ли структура этого сегмента.
Лидером по-прежнему остается Zeekr, машины этой марки выбрали 1567 человек, однако падение у нее тоже «лидерское» — 45% по сравнению с I кварталом. На модель 001 нашлось 887 желающих, и это притом что с января по март разошлось почти 2000 экземпляров! Минивэнов 009 было продано 172, и это меньше, чем у небольшого кроссовера Zeekr X (369 штук), который из-за относительно небольшой цены начал быстро набирать популярность с начала года. Еще одна модель — Zeekr 007 разошлась тиражом 139 штук.
Говорить о смерти электрического сегмента на российском рынке новых автомобилей, конечно, пока рановато — на «розеточные» машины всегда найдутся желающие, однако кое-какие проекты, похоже, уже можно считать несостоявшимися. К примеру, запуск марки Skywell. В II квартале реализовано только 20 кроссоверов, и все — 2023 или 2022 года выпуска. На гибридные HT-I нашлось даже меньше желающих — всего 19, а ведь в первый полный год продаж генеральный директор «Деалона», компании — дистрибьютора этих китайских машин, планировал реализовать аж 4000 экземпляров…
Нет полной ясности и с электрическими Москвичами 3е. Мы писали, что всего в II квартале на учет встали девять образцов выпуска 2024 года — видимо, еще отверточной сборки. Пресс-служба воздержалась от комментариев по вопросу судьбы этой модели, однако спрос на нее объективно невелик: даже с учетом административных возможностей московских властей по ее принудительному распространению всего в II квартале реализовано только 286 штук, из которых 274 встали в гаражи юридических лиц. Печальный итог продаж с апреля по июнь — всего 12 автомобилей, купленных частниками. Спрашивается: стоит ли продолжать выпуск?
Немногим лучше идут дела и у «Моторинвеста» - только 380 Эволютов за II квартал, при этом на седан i-PRO нашлось даже меньше желающих, чем на «электро-Москвич», — 270, правда, здесь частники составили почти половину. Можно было бы грустно пошутить, что это успех, однако опять же возникает вопрос: а стоит ли держать большой завод с отверточной сборкой этих «китайцев»? По остальным моделям сбыт крошечный: субкомпактный кроссовер i-JOY, который еще в прошлом году во время объездов дилеров проходил у нас как «неликвид месяца», нашел только 28 покупателей, компактный кроссовер i-SKY — 72, а среднеразмерный i-JET — 10. Гибридный i-SPACE в статистику по первому полугодию не попал, впрочем, в продажу он поступил в последних числах июня. Вместе с тем «Моторинвест» по-прежнему не может раскрутить продажи электромобилей под брендом Voyah: только 64 машины за II квартал, что меньше, чем за I (79 штук). Еще один недавний российский проект по сборке китайских электромобилей — калининградский Amberauto с трудом набирает ход: только 34 проданных седана А5 с апреля по июнь.
Резко сократились и продажи электрических Volkswagen, которые везут из Китая, однако вовсе не потому, что они попали под «параллельный запрет» — их не воспрещается импортировать по схемам «параллельного импорта». Судя по всему, сбыт на них иссяк естественным образом: только 256 штук в II квартале. У остальных показатели еще меньше: Tesla нашла 233 покупателя, Avatr — 190, BYD — 162, BMW — 100, Lotus — 55, Hongqi — 39, Mercedes-Benz — 31. Однако второе место после Zeekr по итогам II квартала занял вовсе не «российский» Evolute, а… FAW с моделью Bestune NAT, которую продали в количестве 407 штук, причем исключительно юрлицам. Думается, речь шла о некоем крупном заказе, потому что 330 образцов были проданы в апреле. В любом случае руководству отдела корпоративных продаж ставим оценку «отлично»! Интересно, что в I квартале было продано 38 Bestune NAT, но тогда две машины все же уехали частникам. Короче говоря, будем следить за Bestune NAT, который внес живительную струю в затухающий электрический сегмент.
Напоследок отметим, что продажи Ora — еще одного официально ввозимого электромобиля достигли в II квартале 88 образцов. С одной стороны — немного, с другой — по сравнению с первым кварталом, когда удалось реализовать только 30 машин, большой прогресс. Между тем «массовых» перспектив у Оры нет — все машины, проданные в II квартале, выпущены еще в прошлом году. Вполне вероятно, что больше завоза не будет — распродадут склад, на том дело и успокоится…
Подробности и комментарии