Редакция Дрома продолжает подводить итоги 2024 года по продажам новых легковых автомобилей в России. После большого материала с описанием ситуации у крупных игроков и на заводах переходим к частностям и начнем с «электричества».
Напомним, что весь рынок автомобилей в 2024 году вырос более чем наполовину — во многом за счет дотаций китайских импортеров в ценообразование и компенсацию процентов по ставке банкам, а вот электромобилей было продано только на 26% больше: 17 805 штук в 2024 году против 14 089 — в 2023-м. Впрочем, эта цифра стала рекордной: еще никогда в нашей стране не продавалось столько «зелени». Давайте разберемся, кто делает здесь погоду.
Напомним, что из-за введенных таможенных барьеров еще в третьем квартале электромобили в России начали падать: в июле — сентябре по сравнению с апрелем — июнем сбыт сократился на 17% (4404 штуки против 3668). На отрезке с октября по декабрь продажи чуть выросли — до 3844 штук, из чего легко сделать вывод, что рынок приспособился к текущим условиям, однако главные трудности — впереди. Дело в том, что с 1 января 2025 года утилизационный сбор на электромобили в возрасте до трех лет вырос более чем в 10 раз и сравнялся с величиной «утиля» на машины с ДВС рабочим объемом от литра до двух. Стало быть, после истощения складов автомобилей, завезенных до 1 января, мы увидим реакцию рынка. Реакция эта будет выражаться в том числе и в сокращении ежемесячных продаж, которые по состоянию на конец года установились на отметке примерно чуть менее 1,3 тысячи новых электромобилей в месяц.
Лидером в электрическом сегменте в четвертом квартале по-прежнему остался Zeekr: его продавцы реализовали 1478 машин, что на 13% меньше, чем в третьем квартале (1695 штук). При этом марка снова начала терять долю: в первом квартале 2024 года она составляла 49%, во втором сократилась до 35%, в третьем вновь выросла до 46%, а в четвертом снова упала до 39%. По моделям картина следующая: 1017 штук пришлось на 001, 144 — на модель Х, 110 — на 007, 151 — на 009, 56 — на 7Х. При этом основное сокращение продаж Зикра как раз и дала флагманская модель 001, которая по сравнению с третьим кварталом недосчиталась 166 машин. Между тем Zeekr по-прежнему остается самым сильным игроком среди «зеленых» брендов в России: пока даже официально выведенный на наши широты Avatr, идеологически близкий к Зикру, не в состоянии оказать сколько-нибудь серьезной конкуренции — только 118 автомобилей с октября по декабрь. С небольшим отрывом лидирует модель 11, чуть меньше желающих приходится на модель 12.
Volkswagen, еще до взлета Zeekr бывший лидером электрического сегмента в России, в четвертом квартале практически обнулился — ничтожные 84 машины. Немногим больше набрала Tesla — 95 автомобилей. Audi нашла только 20 покупателей, BMW — 48, Mercedes-Benz — 43.
Не вызвала большого энтузиазма и Xiaomi SU7, показанная в России в том числе и на выставке Chinese Motor Show в июле прошлого года, — только 97 машин. Упал интерес и к дорогому Lotus Eletre, который одно время вроде как начал набирать покупателей, — 15 штук. Не смог обрести широкого распространения BYD — 92 образца. С невероятным трудом находит покупателей и калининградский Amberauto A5 — только 54 автомобиля. Семь образцов из этого числа встали в гаражи юридических лиц, остальные ушли частникам, правда, 52 из 54 проданных были выпущены еще в 2023 году.
Дилеры «Москвича» смогли продать в четвертом квартале 727 машин — и это двукратный рывок, ибо с июля по сентябрь было реализовано только 366 автомобилей. 323 из вставших на учет в четвертом квартале были выпущены еще в 2023-м, что же касается 3е 2024 года производства, мы не располагаем данными, изготовлены ли они до начала сварки кузова или уже после. В общем, говорить о сколько-нибудь устойчивых перспективах этой модели на 2025 год именно в связи с подъемом «утиля» пока не приходится.
У «Моторинвеста», который не только производит в Липецкой области перелицованные под Evolute автомобили Dongfeng, но и продает импортные Voyah, дела пока не могут наладиться. Всех электрических моделей Voyah в четвертом квартале продано только 69 штук, причем все они выпущены в 2022-2023-м. Скажем больше: вообще в 2024-м не продано ни одного электрического Voyah 2024 года выпуска. С учетом увеличившегося с 1 января утильсбора на электромобили можно предположить, что больше импорта не будет. У марки Evolute продажи идут с трудом: только 183 машины в четвертом квартале против 247 в третьем и 380 — во втором. Судя по всему, проект показал свою окончательную нежизнеспособность. Менеджмент пытается спасти ситуацию, сертифицировав под липецкую сборку модели Voyah Dream. Вполне может быть, перепрофилирование производства и спасет «Моторинвест», однако напомним, что завод находится под санкциями Минфина США, что отторгает потенциальных производственных партнеров из Китая.
Еще один проект, начинавшийся громко, можно считать де-факто закрытым. Речь — о российских продажах Skywell. В четвертом квартале дораспродавались склады образцов, завезенных в 2022-2023 годах. Поставок в 2024-м не было, и после повышения «утиля» с 1 января 2025 года, скорее всего, и не будет. С трудом, но все-таки в несколько больших объемах находит своего покупателя маленькая Ora, которую представительство «Хавейла» завозит в виде модели 3 обычного исполнения и как 3 GT. В последние три месяца 2024 года дилеры продали 227 машин, и здесь мы тоже отмечаем прогресс, ибо в третьем квартале было продано только 147.
Подытожим. Лидерами электрического сегмента в четвертом квартале в зачете моделей стал Zeekr 001 с результатом 1017 штук, за ним идет Москвич 3е — 727 автомобилей, далее Ora 3/3GT — 227. На январь — март 2025 года относительно четвертого квартала 2024-го мы прогнозируем падение с дальнейшим обвалом сегмента с сокращением объемов до 500-600 электромобилей в месяц. Если мы вдруг упустили какую-то популярную модель, обязательно пишите в комментариях, добавим ее в наш отчет.
Подробности и комментарии