Установка дополнительного бака на П3 3.2 дизель. Увеличение автономности однако.
Проделал данную операцию IvanSpb
Итак.
С чего начать?
С идеологии проекта, наверное
Стойкое желание увеличить автономность машины сложилось у меня на протяжении последних пары лет, когда во время поездок по Карелии, Псковской области и др. приходилось отслеживать уровень топлива, просчитывать километраж до заправок, прикидывать, на каких заправках можно заправляться, на каких нет и т.д.
Здесь я хотелось бы отступить и сделать небольшой экскурс в топливную систему наиболее распространённого на П3 дизельного двигателя 4М41 с объёмом 3,2 литра (3,2 DiD), счастливым обладателем которого я являюсь. Вопрос заправок с ним особенно актуален, так как в отличии от двигателей 4Д56 (2,5л) и 4М40 (2,8л) он работает в паре с топливным насосом высокого давления, стоимостью порядка 4-х тыс. долларов. Насос неремонтопригоден, точнее ремонтируется и настраивается в России только в Москве и является своеобразным "Домокловым мечом". Не любит он летней солярки в зимнее время, и плохой солярки в любое время года. Несмотря на в целом, способность работать некоторое время даже на очень плохом топливе (проверено лично) делать это крайне не рекомендуется. Нужно сказать, что на дизельной конференции этот вопрос достаточно часто поднимается, вместе с вопросом "где заправляться". Поэтому, делая "промежуточную" заправку где-нибудь у "Верхнего Понизовья", каждый раз было несколько не по себе.
Первоначальной реакцией на раздражитель, было приобретение 20-ти литровой канистры, которая мало того, что в общем-то не решала вопрос так, как хотелось, ещё занимала место в багажнике, гремела и источала запахи, противные эстетическому чувству автора
В общем, после недолгих размышлений, решено было заняться вопросом всерьез и установить дополнительный топливный бак.
Поиски начались с австралийского сайта АРБ www.arb.com.au , на котором есть наверное почти всё, что может пожелать владелец внедорожника.
АРБ отсылает нас на бак,
ёмкостью 60 литров, что в общем-то не так много, хотя и не плохо, так, как по моим прикидкам, мне в основном хватало бы 50-60 дополнительных литров топлива. Минус - увеличение заднего свеса.
Второй разновидностью фирменных предложений от австралийских товарищей является установка увеличенного топливного бака оригинальной конструкции вместо основного. Его ёмкость при этом повышается на 40 - 60 литров, в зависимости от модели. Минусом обоих вариантов является запредельная цена, другим словами - для меня дорого Бюджет проекта плотно обосновался бы около отметки 5 000 долларов. В итоге, было принято решение основной бак не трогать и всё делать "по месту", тем более, что с местом размещения бака сомнений не было с самого начала.
Третий ряд сидений был выброшен из машины за необходимостью, с первых дней эксплуатации машины. Его нишу под полом заняли тросы, инструменты, бивуачное снаряжение и др. В то же время, доступ в нишу при до отказа загруженном багажнике был крайне неудобным. Идея с установкой бака в нишу, что называется, "сама шла в руки" и проект перешёл из теоретической стадии в практическую.
Донором был выбран 70-ти литровый бак от всем известной Газели. Он идеально встал в нишу третьего ряда по габаритным размерам,
за исключением места расположения заливной горловины.
Штатное место было заварено
Её пришлось перенести ближе к боковой части для того, что бы нормально вывести заливной патрубок.
Сам бак был плотно закреплён широкими металлическими стяжками. Для того, что бы при вибрациях крепления не повреждали бак, везде где необходимо сделаны прокладки из плотной резины.
С принципом соединения баков и контроля уровня топлива в них пришлось повозиться. Самый простой вариант с прямым соединением баков и использованием основного указателя уровня топлива отпал сразу, по конструктивным особенностям машины и месторасположению баков - далеко, условно разделяются снизу задней подвеской. Качественно не сделать.
В конечном итоге, были определены требования:
- обязательный контроль уровня топлива отдельно для каждого бака
- возможность произвольного выбора бака для питания двигателя
- высокая надёжность и простота работы системы.
И решено было соединить баки так же, как сделано у TLC 80. Были куплены 2 новых "восьмидесяточных" электромагнитных клапана - на основную топливную магистраль и на обратку - и врезаны в топливную систему.
Клапана представляют собой тройники с внешним управлением, переключающие забор топлива либо на основной, либо на дополнительный баки. Зарекомендовали они себя очень хорошо на восьмидесятках - многие годы работы, и это учитывая, что находятся они не в салоне, как получается у меня, а "на улице" - под днищем.
Управление ими осуществляется одной кнопкой. Нажал - и забор топлива идёт из дополнительного бака. Нажал ещё раз - из основного. Как происходит индикация - позже.
Неожиданно пришлось с толкнуться с тем, что для бака невозможно приобрести систему индикации уровня топлива с отдельным (не врезанным в приборную панель) прибором. После 2-х недель поиска решение неожиданно пришло из совсем другой области - судовых топливомеров. В магазине Питерского яхт-клуба на Петровской Косе был приобретён регулируемый топливомер с отдельным, врезным прибором вполне приличного внешнего вида и весьма высокого качества. Места правда в торпеде, после установки вольтметра и рации осталось уже немного, так, что вполне естественным путём он разместился на центральном тоннеле.
Рядом с ним - кнопка переключения баков. Прибор имеет красную подсветку. Её цвет можно и поменять - лампочка подсветки с вполне распространённым цоколем - но она оказалась комфортной для глаз в ночное время.
Особенность подсветки в том, что она загорается только при включении питания двигателя от дополнительного бака и таким образом, всегда понятно, какой бак подключён.
И напоследок - о выводе заливной горловины. Увы, в отличии от патрулей, например, места под крышкой штатной заправочной горловины слишком мало. И по критериям простота/надёжность/стоимость было решено поставить вторую горловину, что и было сделано
В заключение - бюджет составил менее 2-х тыс. $, что в разы меньше бюджета установки фирменного комплекта, а по функциональности и надёжности им минимум не уступает.
И конечно - огромная благодарность Питерскому Офф-роуд Клубу, выполнившему установку- за профессиональный, душевный и внимательный подход к работе