Когда охота пуще неволи и хочется владеть настоящим и престижным джипом, можно обратить свое внимание на второе поколение Mitsubishi Pajero.
В этом виде он появился в июне 1991 года и выпускался по июнь 1997 года. Pajero делали в трех типах кузова: короткобазный трехдверный Metal Top, длиннобазный пятидверный Wagon и короткобазный Canvas Top со съемным тканевым верхом. Мы остановимся на цельнометаллических кузовах - самых распространенных на российском рынке. С 1991 по 1994 г. эти машины комплектовались 2,5-литровыми 4-цилиндровыми турбодизелями и 3-литровыми V-образными бензиновыми "шестерками". С 1994 года появился новый 2,8-литровый турбодизель, а также 3,5-литровый бензиновый мотор. Был еще в гамме и 4-цилиндровый 2,4-литровый бензиновый мотор, но в Европу он не поставлялся вообще.
Отличительной чертой всех Pajero-II стала новая трансмиссия Super Select с 4 режимами работы привода: задний, постоянный полный, полный с блокировкой межосевого дифференциала и полный пониженный.
Чьих будете?
С выяснения именно этого обстоятельства консультанты советуют начинать знакомство с приглянувшимся автомобилем. Это должен быть "европеец" или, на крайний случай, "американец"-Montero. С "арабами-южанами" связываться не советуют. Системы запуска, управления двигателем, охлаждения и многое другое малопригодно для наших условий.
Специфика Pajero в России в том, что в середине 90-х годов они были конкретно популярны среди "настоящих пацанов" и "пацанок". И по угоняемости Pajero был одним из лидеров. У многих машин, "живущих" в России с тех пор, прошлое может оказаться мутным. Начнем проверку с "угонных" и таможенных баз данных, соответствия "паспортных" данных машины и ее реального состояния. У Pajero есть две группы цифр, VIN и модельный код. В них зашифрована вся комплектация автомобиля - от кузова, типа двигателя и КПП вплоть до отделки салона и рынка поставки. Расшифровав эту информацию у официального дилера, вы сразу узнаете, "чьих он будет". Кое-что можно узнать сразу и самому - третья буква "B" в VIN и последняя цифра 12 в модельном коде означают, что машина была поставлена в Европу. Все должно совпадать. Модельный код находится на шильдике на внутренней стороне капота и должен обязательно присутствовать (объяснения типа "капот меняли" не проходят). VIN выбит на раме, в арке правого заднего колеса и продублирован справа на моторном щите. Очень важна читаемость его именно на раме, в противном случае наживете огромную головную боль в общении с ГИБДД.
Супер селекция
Итак, прошлое сомнений не вызывает. Перейдем к технике. За Pajero просят немалых денег, потому что он - "джип". Вот с этого и начнем. Пиктограмма с изображением колес на приборной панели должна немного помигать и загореться постоянно. Если она продолжает вам подмигивать, то, возможно, намекает на то, что передний мост не подключился. Вывесим переднее колесо, включим зажигание и поставим рычаг раздатки в положение 4H. Удается провернуть колесо? "Поздравляем" - ремонт механизма подключения потребует от $150 до $500. Едем дальше. Звонкие характерные удары из раздатки стоят дорого - это растянувшаяся цепь бьет по корпусу, неизбежна переборка - почти $1 тыс. ($400 за цепь и $600 за работу). Наличие или отсутствие дифференциала ограниченного скольжения LSD в заднем мосту выясняется по модельному коду или по направлению вращения задних колес в вывешенном состоянии. Они должны вращаться в одном направлении. А если, покрутившись на месте, колеса издали стуки и щелчки, знайте: "по минимуму" вас ждет замена неправильно залитого трансмиссионного масла, а по максимуму - замена механизма LSD, более $1500. А хруст ШРУС'ов сообщит о перспективе расстаться почти с $1200. Принудительную блокировку, если она есть, проверить трудно. Если соответствующая лампочка на пиктограмме "Полный привод" не загорается, то это может означать все что угодно - от ремонта электропроводки пневмокомпрессора блокировки до его замены. Еще посмотрим, как машина едет на полном приводе. Ощутимые рывки, точки, вибрации и прочее, вызывающее приличный дискомфорт, могут иметь множество причин, но самая неприятная - несоответствие мостов данному автомобилю. Попросту говоря, переставлены с другой версии. Точно определяется только в условиях сервиса. А вибрации и стуки при включении-выключении сцепления на версии с "механикой" могут означать выработку направляющих выжимного подшипника - тут "светит" замена картера (около $650). Равно как нечеткая работа селектора "автомата" и несоответствие его положения реальному режиму означают, что "закис" от соли и грязи блок выбора режимов на самой КПП - замена стоит $250.
Пациент скорее жив
Любое отклонение от нормальной работы, стуки, вибрации, рывки во время разгона должны стать поводом для визита к специалистам. Тут может быть всякое - от простой замены свечей до переборки головки на бензиновых моторах (до $1500). Не обольщайтесь, что от стука гидрокомпенсаторов можно избавиться их заменой. На машинах с большим, за 100 тыс. км, пробегом нередко разрушаются сами клапана, это они начинают стучать. Это лечится, увы, только переборкой. На дизеле должны особенно насторожить течи всякого рода, "провалы", отсутствие тяги, плохая динамика, густой черный дым из выхлопной трубы и особенно характерный металлический стук в цилиндрах (не работает какая-то из форсунок) - это означает предсмертное состояние ТНВД. Цены на новый просто заоблачны, но и ремонт возможен. Обойдется по максимуму в $500-600. А "выпоты" солярки в районе форсунок-распылителей сообщат об том, что они просятся "на пенсию". Их "проводы" туда обойдутся примерно в $100 за штуку. Немаловажно также проверить систему прогрева ТНВД. После запуска она кратковременно повышает обороты двигателя и затем опускает их до нормального уровня. И обязательно проверим работоспособность амортизаторов с изменяемой жесткостью, если они есть. Механизмы, установленные на них, при переключениях режимов издают характерное жужжание. Молчание же обойдется в $330 за каждый. А неодинаковое количество оборотов руля влево или вправо от среднего положения скажет о нарушении геометрии подвески. А это уже на порядок дороже. Вот тут и решайте, продолжить детальное освидетельствование у специалистов или отказаться от данной машины. Кстати, прокатившись, не забудем про работу тормозов. Вибрации и/или уводы говорят о "кривых" дисках и "нездоровых" суппортах. Одни только диски обойдутся по $137 за передние и по $257 за задние. А неработающая или преждевременно, при самом незначительном торможении, срабатывающая АБС вообще должна стать поводом для серьезного разговора с продавцом. Тут опять же возможны варианты, от чистки ротора-"гребенки" и ремонта проводки до замены датчиков. Который? стоит "всего" $583.
На "десерт" освидетельствуем салон и проверим работу оборудования. Если прежний хозяин любил пострелять по зайчикам или сайгакам, то люк, скорее всего, перекошен. Восстановление "прольет свет" на $150-300. Повернув ключ зажигания, проверим работу всех контрольных лампочек. Работу круиз-контроля нужно проверить как в статике при включенном зажигании (должна загореться лампочка), так и в движении.
Конечно, все вышеперечисленные "страшилки" вряд ли встретятся сразу и на одной машине. Дело в другом. Хороший внедорожник дорогого стоит. А подержанный требует особого внимания и ответственности при выборе и покупке. И экономия на "предпокупочной" диагностике у специалистов может обернуться финансовым кризисом. Здесь необходимо одно уточнение: практика показывает, что в России Pajero выпуска середины 90-х в хорошем состоянии стоит не меньше $13-14 тыс. И уж коль скоро вам предлагают ощутимо дешевле, то разницу вы доплатите сервису, за вышеупомянутое в том числе. А расходы на запчасти и работы, при желании, за счет неоригинальных запчастей и неавторизованных, но специализирующихся на таких машинах техцентров, можно снизить в полтора-два раза.