11 декабря в столице прошло большое мероприятие компании Sollers, на котором была представлена текущая модельная линейка, в том числе и автобус SA6. Одобрение типа транспортного средства на него начало действовать как раз с сегодняшнего дня. Единственной сборочной площадкой в документе прописан завод во Владивостоке «Автомобильные индустриальные технологии» (АИТ), который прежде был в совместном владении «Соллерса» и Mazda. Это важно, поскольку в последнее время все активнее циркулируют слухи о выводе автобусного производства из Владивостока, но пока ни документально, ни кулуарно они не подтверждаются: АИТ продолжит сборку прежней модели SA9 и нового междугороднего SA6. Напомним, что других объектов производства на дальневосточной площадке Sollers не осталось, потому что пикапы ST6 и ST8 переведены на УАЗ, где собираются по полному циклу, равно как и ST9, который поступил в продажу в октябре.
Несколько данных по SA6: длина укладывается в 9 метров, база — 4,3 метра, для пассажиров предусмотрено 33 или 35 сидячих мест в зависимости от компоновки салона. 6-цилиндровый рядный дизель Yuchai YC6J245-50 расположен сзади продольно и при мощности в 233 «лошади» развивает 890 Нм крутящего момента. С ним работает ручная 6-ступенчатая коробка Fast 6DSX95T.
В общем, пожелаем дальнейшего увеличения загрузки предприятия на Дальнем Востоке и переходим к более интересным вопросам по развитию линейки пикапов Sollers и подготовке производства нового внедорожника Sollers S9. Об этом мы коротко поговорили с двумя спикерами компании. Первым стал генеральный директор Центра продуктового развития Sollers Михаил Гурьянов.
Сергей Арбузов: Сможет ли «Соллерс» отказаться от коробок Baic при сборке «Буханки», Патриота и УАЗа Profi?
Михаил Гурьянов: Про старый грузовой ряд («Буханку») я промолчу — здесь мы не видим перспективы по отказу от коробок Baic, а вот что касается Патриота, пикапа и УАЗа Профи, на них пойдет та 6-ступенчатая коробка, которую адаптировали и локализовали. Ее производство начнется с середины 2026 года, а в продажу машины с ней пойдут с третьего квартала 2026-го. Перед установкой этой коробки на Профи нам пришлось поломать голову: в итоге мы перешли от трансмиссионного тормоза на колесно-стояночный. После доработки он такую большую массу в 3,5 тонны держит хорошо, так что на всем модельном ряде будет «шестиступка». Причем будет своя коробка и под дизель.
С. А.: А что с 6-ступенчатыми коробками по локализации?
М. Г.: Первый этап — это литье, механическая обработка корпуса, а параллельно с этим прорабатываем вопрос изготовления валов и шестерен. Но пока «начинку» будем завозить из Китая.
С. А.: В прошлом году гендиректор ПАО «Соллерс» Адиль Ширинов говорил нам, что инвестиции в выпуск редуктора не отбиваются компенсациями «утиля» — недостаточно баллов локализации, которые можно получить за валы и шестерни.
М. Г.: И тем не менее вопрос прорабатывается, идут интенсивные дискуссии. У нас сейчас фактически две коробки — под бензиновый мотор и под дизель, каждая со своим рядом передаточных чисел, причем бензиновая коробка имеет большой запас по крутящему моменту, подойдет и на будущие модели. Именно эту коробку мы будем использовать под пикап SТ8. SТ9 пока идет с «автоматом», с «механикой» мы планируем его запустить, если будет спрос.
С. А.: Почему новый большой внедорожник, который спроектирован на базе ST9, не будет носить имя УАЗ? Почему решили его продавать как Sollers?
М. Г.: Были бурные дебаты у «продуктовиков», но в итоге решили вывести новый внедорожник под брендом Sollers. Назад уже повернуть нельзя, потому что вся оснастка и стилевые решения выполнены с учетом особенностей марки Sollers. А вот название модели еще вполне может измениться. В заявке на сертификацию указали S9, но можем и поменять решение.
С. А.: Ключевой вопрос по этому внедорожнику: что с задней подвеской?
М. Г.: Она остается рессорной, как у пикапа-исходника. Дело в том, что у нас предусмотрена версия с третьим рядом сидений. Единственный вариант, который у нас получался с пружинной подвеской, предполагал вынос запасного колеса назад, на заднюю дверь, но это архаично.
С. А.: Кстати, с какой стороны на S9 будет открываться задняя дверь? Владельцы Патриота всю жизнь недовольны тем, что багажник открывается слева направо, из-за этого при параллельной парковке неудобно загружать груз от бордюра.
М. Г.: Заднюю дверь мы оставили как на Патриоте…
С. А.: То есть фактически Sollers S9 станет аналогом Патриота… А что с ценой, не будет ли S9 «отъедать» покупателей у Патриота?
М. Г.: Мы эти модели как раз и будем разносить по цене: Патриот в верхней комплектации с «механикой» будет чуть дешевле, а S9 чуть дороже.
С. А.: Понятно, значит, постараетесь уложиться в 2,5 млн. «Автомат» планируется на S9?
М. Г.: Конечно, к установке запланирована гидромеханика, причем на выбор — от одного из двух производителей.
С. А.: С какой локализацией стартует Sollers S9? Объем штамповки будет больше 70% массы черного кузова или это невыгодно и логично локализовать не более половины кузовного железа?
М. Г.: Экономического смысла вкладываться в 70% локализации нет, у нас план на 50%. Под этот объем уже размещен заказ на штамповую оснастку, она изготавливается, и под это мы конструируем автоматическую линию. Кстати, эта половина кузовной штамповки сразу пойдет из российского металла, в основном от Магнитогорского металлургического комбината. Само штамповое производство разместят в Ульяновске.
С. А.: Каков график запуска Sollers S9 в серию?
М. Г.: Опытно-промышленная партия — это 10 штук, следующая — 50 штук, а потом уже пойдет по нарастающей, но первая партия будет изготовлена еще по обходным технологиям. ОТТС уже в процессе оформления: начали с акустических настроек ГЛОНАСС — это самый длительный этап по компонентной сертификации.
С. А.: А каковы перспективы бренда УАЗ? Модернизация моделей идет — к примеру, появилась электромеханическая раздатка, но пока все крутится вокруг Патриота и Профи.
М. Г.: Да, все крутится вокруг этой платформы, но для новых моделей нужен объем. Кроме того, чтобы разрабатывать новую платформу, нужны миллиарды. Мы с этим столкнулись, еще когда приступали к проекту «Патриот-2020». Пока мы ее будем делать, не факт, что будем успевать в ногу со временем. В конце концов, Патриот же не умирает, мы постоянно улучшаем и углубляем локализацию: ремни с преднатяжителями, рули, две подушки безопасности. Интерьер обновляем, центральную консоль, тоннель, подлокотник…
С. А.: Понял, желаю успехов!
М. Г.: Спасибо!
Еще одним нашим собеседником стала Зоя Каика, заместитель гендиректора ПАО «Соллерс».
Сергей Арбузов: В связи с тем, что новые правила начисления утильсбора, вступившие в действие с 1 декабря, распространяются только на автомобили М1, ожидаете ли вы всплеска спроса на линейку пикапов Sollers — модели ST6, ST8 и ST9?
Зоя Каика: Нет, мы не связываем изменение схемы утильсбора с увеличением спроса на нашу продукцию. Мы в принципе считаем, что спрос на пикапы в России будет расти. Конечно, такой доли по пикапам и таких объемов, как на рынке США, у нас не будет, но, повторюсь, продажи будут идти вверх и прирастать в год на 10-15% за счет того, что пикап — это машина многоцелевого назначения, его покупают не только как замену рамным внедорожникам.
С. А.: Пока объемы действительно невелики: в третьем квартале на учет встали только 350 образцов ST6 и 218 ST8. Вы грохнули миллиарды на выпуск пикапов по полному циклу в Ульяновске, а сбыт скромный. Отобьются ли средства?
З. К.: Этот год не показательный. У нас только-только пошла сборка машин, которые будут флагманами продаж, и в первую очередь мы ставим на ST9, как на наиболее технологически продвинутый. Мы просто еще не успели насытить дилерскую сеть этими машинами и в 2026 году ожидаем по ним существенного роста продаж.
С. А.: Когда вы планируете достичь по пикапам уровня локализации, который позволил бы выйти с этими машинами в госзакупки? Сейчас для этого нужно набирать 3200 баллов. Кстати, на сегодняшний день у ST6 и ST8, без учета баллов за НИОКР, около 1200-1400 баллов за освоение производственных операций и применение российских материалов.
З. К.: Это цифры середины нынешнего года, а к концу 2026-го мы достигнем уровня в 3400 баллов. В феврале запускаем штамповку кузова для пикапов в объеме 50% от массы черного кузова. Будем ли переходить на 70%, которые дают наибольшие баллы по постановлению правительства № 719, пока не знаю, это с позиций экономики неочевидный вопрос — мы считаем. Кроме того, дизельные моторы у нас тоже локализованы по механической обработке головки и блока и по обработке коленчатых валов. В следующем году покажем на пикапах баллы по элементам системы безопасности: подушки, руль, ремни — и начнем локализовывать электронные блоки управления.
С. А.: Вы проводили по внедорожнику Sollers S9 маркетинговые исследования? Каким образом формировали техническое задание?
З. К.: Мы его сформировали на основе того ТЗ, которое у нас было написано для «Патриота-2020», но, конечно, мы не делали «копи-паст продакт дефинишн», однако у нас было много наработок в части маркетинговых материалов, в том числе и результатов фокус-групп с потребителями.
С. А.: Так и что с пружинной задней подвеской?
З. К.: У нас с китайским партнером стояли настолько сжатые сроки запуска машины, что с ходу внедрить все задуманное оказалось невозможным. Если мы убедимся, что это базовое требование целевой аудитории, будем дальше вести с нашим партнером продуктовую работу по линии нового внедорожника. Кстати, у нас поднимался вопрос и о независимой задней подвеске.
С. А.: Когда ожидается ОТТС?
З. К.: Начало второго квартала. Производство мы запускаем во втором квартале и к концу квартала начнем насыщать дилерскую сеть. Так что с позиций тайминга у нас все ясно.
С. А.: Ну что ж, желаю больших успехов в работе!
З. К.: Спасибо!
Подробности и комментарии