Глава думской фракции и лидер партии «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов выступил с неожиданным и странным предложением — он призвал правительство РФ запустить нацпроект «Народный автомобиль», в рамках которого для россиян создали бы отечественную машину сегмента ultra low-cost. Необходимость этого политик связал со старением автопарка, что чревато увеличением аварийности на дорогах.
«Проблема старения автопарка, которая уже начинает сказываться на аварийности, в дальнейшем будет нарастать в геометрической прогрессии. Выход один — нашей стране нужен "народный автомобиль", отвечающий современным базовым требованиям по безопасности и комфорту», — поделился соображениями Миронов.
Розничная цена «народного автомобиля» должна составить 500 тысяч рублей, разрабатывать и запускать в серию его необходимо «с мощной государственной поддержкой».
Как считает Миронов, новую машину нужно оборудовать двигателем объемом 1,5 литра и мощностью 100-120 лошадиных сил. Ей необходимы повышенный клиренс и наличие навигационной системы «ЭРА-ГЛОНАСС», в ней должны быть ручная коробка передач, две подушки безопасности, антиблокировочная система (ABS) и система курсовой устойчивости (ESC), а также кондиционер.
Заметим, что в России уже предпринимались неоднократные попытки создать «народный автомобиль». Перечислим некоторые из них: каркасно-панельный «Мишка» (работа с перерывами и сменой инвесторов велась в 1998-2015 годах), Ё-Мобиль (проект разрабатывали в 2010-2014-м на деньги магната Михаила Прохорова), ВАЗ-1121 Ока-2 (2001-2006, инвесторы — АВТОВАЗ и КАМАЗ). Эти три темы дошли до стадии рабочих прототипов и были закрыты.
Наиболее реалистичным и глубоко проработанным можно считать проект Оки-2 — машина была на 100% разработана и частично испытана, ее конструкцию и дизайн можно назвать актуальными до сих пор. Ока-2 была закрыта из-за смерти идеолога Виктора Полякова и по чисто экономическим причинам: проект не сулил ВАЗу и КАМАЗу большой прибыли.
Сегодня самый дешевый российский автомобиль — Лада Гранта — стоит от 693 тысяч рублей.
Почему Миронов заговорил о «народном автомобиле», не до конца ясно, но здесь можно напомнить, что в июле 2021 года с аналогичной идеей выступал бывший глава ФГУП «НАМИ» и идеолог проекта «Кортеж» Максим Нагайцев. В интервью журналу «Эксперт» он говорил так: «Судите сами: 500 тысяч «народных автомобилей» в год по цене 500 тысяч рублей — это 250 миллиардов рублей выручки. Очень существенно для достижения наших целей. Я лично с удовольствием бы взялся за такую задачу — сделать доступный, разнообразный, полезный в использовании, современный, удобный автомобиль для тех, кто сейчас вынужден ездить на 15-летних и даже старше машинах». За последние два года средняя стоимость автомобилей в России почти удвоилась, но Миронов почему-то придерживается того же ценового рубежа, что называл и Нагайцев.
Вряд ли сегодня в РФ можно создать машину дешевле Гранты — ее низкая себестоимость обусловлена не только прямыми затратами, но также длительным жизненным циклом и массовыми тиражами.
Читайте также:
- «Ока»-2. Хроника несостоявшегося проекта (24 июня 2020),
- Ё-мобиль. Первый показ предсерийного образца полноценного автомобиля. Фотоэксклюзив (21 июня 2013).