В последнее время мы много писали о грядущем повышении утильсбора. Напомним, что с 1 июля 2023 года правительство должно было увеличить его на 70%. В результате все импортные автомобили, автоматом прибавили бы к цене более ста тысяч рублей. Интересно, что и Автоваз, которому наше государство компенсирует утильсбор в полном объёме (на сегодняшний день для автомобилей с мотором от литра до двух он составляет 178 400 рублей), не планировал оставаться в стороне и упускать прибыль. Сведения о повышении утильсбора были донесены сотрудниками Министерства промышленности и торговли, которое и выступает в роли регулятора рынка по этому вопросу, до руководства оставшихся в России автомобильных брендов. На прошедшем с 14 по 17 июня Международном петербургском международном экономическом форуме открыто говорилось о повышении «утиля», правда без указания конкретной цифры.
И вот – как гром среди ясного неба – новые сведения, на сей раз – об отмене повышения утилизационного сбора. Нашу заметку мы, по обыкновению, пишем на основе информации как минимум от двух источников, которые напрямую контактируют с руководством Департамента автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Минпромторга. Напомним, что недавно на пост директора этого департамента заступил Тигран Геворкович Парсадянян.
В наших заметках о повышении «утиля» мы предполагали, что вопрос может приобрести иные формы или даже снят с повестки дня по той простой причине, что чиновники Казахстана выступили резко против 70-процентного повышения, притом, что белорусская сторона безоговорочно приняла указание Москвы. Однако, по данным наших конфидентов, казахи никак не повлияли на вопрос – повторилась история 2021 года. Напомним, что в январе того года министр промышленности и торговли Денис Мантуров не просто публично заявил о грядущем повышении «утиля» на 25%, но и выразил надежду, что это произойдёт как можно скорее, однако решение было отменено. Весной его не стали принимать из-за того, что рубль резко пошёл вниз, что само по себе вызвало рост как на импортные, так и на локализованные автомобили, и чиновники благоразумно решили не осложнять бизнесу жизнь и фактически влиять на сокращение продаж. Осенью 2021 года «утиль» не подняли, чтобы не волновать электорат перед выборами в Госдуму. А что сейчас?
Как оказалось, последствия фактора повышения «утиля» были оценены группой аналитиков, привлечённых Администрацией Президента РФ, как нежелательные в плане влияния на социальную напряжённость, особенно вкупе с некоторыми другими факторами, возникшими в последнее время. Учитывая приближающиеся президентские выборы, намеченные на март 2024 года, был сформирован куст решений, в который попала и отмена повышения «утиля». Предположительно (этот момент наши конфиденты нам, к сожалению, не прояснили), указание об отмене повышения утилизационного сбора с 1 июля 2023 года дал лично главнокомандующий. Между тем в Минпромторг, соответствующее указание спустили как раз из Администрации Президента РФ.
Таким образом, получается весьма интересный расклад. Основными лоббистами повышения утилизационного сбора выступают министр промышленности и торговли Денис Мантуров, который по совместительству и, как заявлялось, на общественных началах, возглавляет совет директоров Автоваза, и президент Автоваза Максим Соколов (тоже член СД). Главным пострадавшим от повышения «утиля» станет завод «Москвич», о чём мы много раз писали. Само собой, и все импортёры будут вынуждены повысить цены на машины с повышением «утиля».
Между тем, радоваться решению, спущенному Администрацией Президента в Минпромторг, пока рано. Во-первых, речь идёт пока только об отсрочке повышения до окончания электорального цикла – после президентских выборов утиль могут и поднять. Во-вторых, Минпромторг намерен другими способами осложнить жизнь импортёрам, к примеру, рассматриваются варианты к отмене льготного режима сертификации автомобилей и возврату к обязательному получению Одобрения типа транспортного средства с увеличением его стоимости. Первыми от такого решения пострадают дилеры, которые на ввозимые из-за границы машины оформляют сегодня Заключение об оценке единичного транспортного средства.