«АвтоВАЗ» разработал новую концепцию российского автопрома, предложив всем крупнейшим в стране автопроизводителям перейти на унифицированные платформы.
Автогигант вышел к крупнейшим локальным автопроизводителям с предложением разрабатывать и выпускать автомобили разных брендов на основе единого шасси или унифицированных узлов и компонентов. Об этом сообщает издание «Авторевю» со ссылкой на вице-президента «АвтоВАЗа» по инжинирингу Харальда Грюбеля.
По словам Грюбеля, российская автомобильная промышленность откатилась к первому уровню развития, который заключается в том, что в стране почти не осталось собственного инжиниринга, а автозаводы занимаются сборкой автомобилей на иностранных платформах с некоторым уровнем локализации (в среднем 40%). Автопром СССР находился на третьей ступени развития (собственные ноу-хау, инжиниринг и производство), а современные развитые страны находятся на высшем четвертом уровне, который предполагает не только свои платформы и производство, но и массовый экспорт.
Сейчас, считает топ-менеджер, последний шанс изменить ход событий. При этом положение самого «АвтоВАЗа» оценивается еще критичнее: «Lada находится на переломе: вырасти или умереть, расширяя потенциал производства в России для западных автопроизводителей». Вариант «умереть» предусматривает отказ от собственного инжиниринга в пользу платформ Renault-Nissan. Вариант «вырасти» заключается в фокусировании на платформах собственного производства.
Для развития собственных платформ сейчас нет условий, потому что российская экономика и авторынок находятся в затяжном и глубоком кризисе. Однако, по словам Грюбеля, работающие в стране автопроизводители могли бы договориться о совместном использовании платформ локальной разработки или отдельных частей — и это, с одной стороны, позволило бы сохранить российские инженерные кадры, а с другой — снизить себестоимость автомобилей за счет увеличения производства одних и тех же деталей. «АвтоВАЗ», Renault-Nissan, Volkswagen, Ford и Hyundai-Kia могли бы для схожих по классу автомобилей использовать одни и те же подвески, двигатели, трансмиссии.
«У концерна Volkswagen есть моторный завод, и у нас есть собственный. Но никто пока не задает себе вопрос — как можно скомбинировать уже созданные мощности с целью подстраховать свой бизнес», — цитирует Грюбеля «Авторевю».
По данным «Авторевю», для подталкивания компаний-конкурентов к сотрудничеству может быть задействован административный ресурс. В частности, уже некоторое время при участии Минпромторга России проводятся переговоры об использовании работающими в РФ иностранными автопроизводителями и «АвтоВАЗом» единой автоматической коробки передач. В России до сих пор нет локального производства автоматических коробок передач, хотя схожие по классу автомобили с АКП или «роботами» здесь собирают и VW, и Hyundai-Kia, и Ford, и «АвтоВАЗ». «АвтоВАЗ» вынужден ставить на свои машины компромиссный «робот», а остальные компании вынуждены импортировать «автоматы» в готовом виде. Благодаря большим объемам закупок, переход на единую АКП позволил бы организовать в России производство современного агрегата, который устроил бы всех автопроизводителей разом.