В ближайшее время правительство попробует отказаться от ручного управления ценами на нефтепродукты. Об этом со ссылкой на вице-премьера Дмитрия Козака сообщает ТАСС.
Текущее соглашение о «заморозке» цен на топливо истекает 31 марта. Оно было подписано Минэнерго и ФАС с большинством сетевых нефтяных компаний в ноябре 2018 года. Данный механизм выработали после того как стоимость бензина на заправках подскочила на 10%.
Отвечая на вопрос о том, будет ли продлеваться соглашение о стабилизации цен на топливо с нефтяными компаниями, Козак отметил, что правительство постарается отказаться от этого ручного управления ценами через заключение соглашения.
12 марта глава «Лукойла» Вагит Алекперов пожаловался, что за январь-февраль 2019 года суммарный убыток отрасли из-за продажи бензина на внутреннем рынке по фиксированной цене составил 55 миллиардов рублей.
Из этого можно сделать вывод, что ни к чему хорошему введение свободных цен не приведет: если правительство перестанет следить за отраслью, то компании не станут спокойно мириться с убытками, так что цены быстро пойдут вверх.
Пока от этого их останавливает угроза введения заградительных пошлин на экспорт нефтепродуктов: если хотя бы один из участников соглашения поднимет цены выше допустимого предела (а повышать можно лишь в связи с ростом НДС и инфляцией), то пострадают все экспортеры.
Днем ранее Алекперов заявил, что сгладить скачки топливных цен мог бы возврат продаж слабоалкогольных напитков на АЗС. Предполагается, что доходы от реализации спиртного смогли бы покрыть часть убытков от фиксации цен на бензин.
При этом утверждается, что введенный в 2011 году запрет на продажу алкоголя совершенно неэффективен: если в 2010 году было зафиксировано 11,8 тысячи ДТП с участием нетрезвых водителей, то в 2015-м — 16 тысяч. Иными словами, отсутствие спиртного на заправках не останавливает нарушителей.