На дорогах России вскоре могут появиться скоростные турбоперекрестки и светофоры с квадратными секциями вместо круглых. Эти элементы оговариваются в предварительном национальном стандарте (ПНСТ)*, с которым удалось познакомиться «Известиям».
Турбоперекрестками авторы проекта называют круговые развязки со специальной разметкой, которая подсказывает водителю максимально удобную траекторию движения по кольцу. Предполагается, что на них нанесут коридоры по принципу «кому направо, перестраиваться не должен». В итоге уменьшится количество «конфликтных точек» (сегодня многие водители пытаются повернуть со второго, а то и третьего ряда направо). Разработчики прогнозируют, что за счет нововведения удастся снизить аварийность и повысить пропускную способность на 20-30%.
Много внимания в ПНСТ уделено светофорам. В частности, будут узаконены квадратные секции. Логика проста: водителям и пешеходам важна не форма, а цвет. При этом при сохранении общих габаритов светофора квадратные секции удастся сделать бóльшими по площади, чем круглые. Благодаря этому увеличится сила свечения и, следовательно, заметность для всех участников движения. Также в предварительном стандарте предлагается закрепить возможность установки светофоров с разным размером ламп: диаметр для красного сделают больше (300 мм), а для желтого и зеленого — меньше (по 200 мм).
В дополнение к этому на светофорах могут быть предусмотрены стрелки, указывающие направление движения и возможность разворота. Отдельный новый элемент — сигнал «красный крест». Он будет информировать водителей о запрете движения встречного потока. Такой элемент пригодится, например, на перекрестках с «несимметричным» временем переключения светофоров, когда для одного направления красный сигнал загорается раньше, чем для другого, чтобы автомобилистам было проще повернуть налево. Сегодня в подобных ситуациях водители еще долго стоят, пропуская встречный поток, которому уже загорелся красный. Красный крест даст им понять, что дорога уже свободна, можно ехать.
В предварительном стандарте вообще предусмотрено много небольших изменений, который могут быть даже незаметны на первый взгляд, но полезны если не для большинства водителей, то хотя бы для отдельных категорий. Яркий пример — менее скользкая дорожная разметка. Благодаря использованию специальной краски или пластика элементы разметки должны обеспечить более устойчивое сцепление с покрышками. Для автомобилей это не столь важно, а вот для мотоциклов и велосипедов — очень, особенно в дождь. Ранее байкеры жаловались на слишком скользкую разметку.
Самые неоднозначные нововведения связаны с искусственным замедлением трафика. Это специальная волнообразная разметка на тихоходных улицах (скорость 20-40 км/ч) и так называемые средства «успокоения потока» — сужение проезжей части перед пешеходными переходами, установка препятствий в центре проезжей части, искривление дороги. Эти меры направлены на то, чтобы водитель снижал скорость по мере приближения к «зебре». Но эксперты считают, что подобные хитрости приведут лишь к пробкам и при этом повысят аварийность.
Предварительный стандарт ждет несколько лет испытаний. После этого удачные предложения могут быть доработаны и внесены в ГОСТ.
* — Процедура утверждения предварительного национального стандарта проще и быстрее принятия постоянного ГОСТа. По закону «О стандартизации», для введения ПНСТ нужна экспертиза в техническом комитете по стандартизации или проектном техническом комитете. При этом ПНСТ всегда принимается на ограниченный срок. Предварительный национальный стандарт используется для апробации каких-либо решений на практике до разработки постоянного ГОСТа.