Реформа ОСАГО еще не завершена. 15 октября должно пройти первое чтение законопроекта о так называемой либерализации ОСАГО. Среди прочего документ предлагает прописывать возможность устанавливать индивидуальный тариф для клиента на основе «характеристик (навыков) вождения транспортного средства его владельцем (резкость торможения, ускорения, перестроения, частота и длительность использования транспортного средства) при условии их фиксации, в том числе с использованием телематических устройств».
Это не значит, что все водители будут обязаны устанавливать подобные устройства в свои машины — от них можно отказаться. В то же время в текущем виде поправки позволят страховщикам насчитать максимальную стоимость ОСАГО отказавшемуся от телематического датчика клиенту. Пока в Российском союзе автостраховщиков (РСА), Центробанке и Минфине не смогли прокомментировать «Известиям» информацию о применении повышающих коэффициентов для водителей без телематических устройств.
На данный момент установка подобных датчиков практикуется в сфере каско. Страховщики первоначально продают клиенту полис по максимальному тарифу, но если тот захочет получить скидку, ему предлагают бесплатно установить телематический GPS/ГЛОНАСС-трекер. С учетом его показаний определяется потенциальный риск ДТП исследуемого водителя и рассчитывается скидка. После этого денежная разница перечисляется водителю на счет.
Если законопроект будет принят, для городов, где сейчас установлен региональный коэффициент, равный единице, максимальная верхняя планка стоимости полиса возрастет с 4942 до 8994 рублей. Как минимум отчасти расширение коридора базовой стоимости связано с грядущим отказом от коэффициентов по региону и мощности.
Больнее всего эта реформа ударит по жителям небольших городов и поселков, где сейчас установлен низкий региональный коэффициент. Одновременно с этим цена полиса может снизиться для автомобилистов из крупных городов.
Напомним, новые тарифы для расчета ОСАГО начали применять с 9 января 2019 года. Тарифный коридор для расчета базовой ставки был расширен на 20% вверх и вниз: для легковых автомобилей он составляет 2746-4942 рубля вместо прежних 3432-4118 рублей.
В дополнение к этому с 1 апреля 2019 года изменились правила установки коэффициента «бонус-малус» (КБМ). Теперь он будет присваиваться только один раз в год — 1 апреля. При этом он не будет пересчитываться в течение года. Если автомобилист стал виновником ДТП после этой даты, то до 1 апреля следующего года за ним будет закреплен прежний, «доаварийный» КБМ.