Дорога Чита — Хабаровск, которая была сдана восемь лет назад, с каждым годом разрушается все сильнее. Ученые определили, что для этого участка была выбрана неправильная технология постройки.
На всей протяженности трассы существует 650 участков, где постоянно происходят деформации асфальта и с каждым годом появляется еще 50 новых подобных мест. Долгое время дорожники не могли понять, в чем проблема, и просто ежегодно ремонтировали покрытие. Все прояснилось, когда подключились ученые.
— Деформации не относятся к браку или некачественно выполненным работам. При строительстве использовалась современная техника, проводился постоянный контроль. Когда была привлечена наука, выяснилось, что трасса проходит по многолетним мерзлым грунтам, что было неизвестно при строительстве и не было учтено. Из-за нагрева асфальта и влаги, проникающей под насыпь, лед под ней тает, и дорога просаживается, — рассказал Андрей Романов, главный инженер ФКУ Упрдор.
Дальневосточники, часто выезжающие из города в западную часть России на автомобиле, уже не удивляются неровностям, которые в народе получили название «амурские волны». Избежать появления деформаций можно было, если стройка изначально проходила бы по другой технологии, которая предполагала больших капиталовложений и более долгих сроков.
— Основной враг дороги — вода, которая попадает в основание земляного полотна, а оно сделано из дренирующих материалов. При наличии многолетнего мерзлого грунта нужно было, наоборот, делать отсыпку, которая не пропускает влагу, а также делать охлаждающую насыпь, устанавливать осадко- и солнцезащитные навесы. Строительство по такой технологии вышло бы дороже и дольше по времени, — сказал Андрей Романов.
Сейчас федеральное управление дорог пытается найти пути решения проблемы. Чтобы прекратить образование разломов и деформаций, опять же, нужны деньги. При этом необходимо отремонтировать уже разрушенные участки. Самая дешевая технология предполагает избавление дороги от талой и дождевой воды.
— Мы планируем укладывать вдоль дорог трубы, собирающие воды и отводящие их дальше от трассы. Это позволит избавиться от основной причины таяния мерзлых грунтов, и дорога будет меньше просаживаться. Также в планах установить солнцезащитные навесы, а чтобы насыпь охлаждалась зимой будем оперативно убирать с нее снег, — прокомментировал инженер.
Помогут ли эти меры исправить ошибки строителей — покажет время. Если же волны на асфальте продолжат появляться, поток бюджетных средств не перестанет «выливаться» на многострадальную трассу.
Подробности и комментарии